Украинцы в мире. Серж Лифарь — легендарный хореограф и танцор, возродивший французский балет

Украинцы и украинки, которые изменили мир

В новой рубрике ELLE.UA рассказываем об украинцах и украинках, которые изменили мир — каждый в своей сфере. Первой героиней стала украинско-американский дизайнер Варвара Каринская, известная своими уникальными сценическими костюмами для кино и балета. Именно она создала новаторскую балетную пачку, а в 1948 году получила «Оскар» за дизайн костюмов для фильма Жанна д`Арк.

Второй герой нашей рубрики — выдающийся балетмейстер, хореограф и танцор Серж Лифарь. Его наследие включает множество оригинальных хореографий, которые до сих пор выполняются на современных балетных сценах, а его вклад в развитие современного балетного искусства трудно переоценить.

Серж (Сергей) Лифарь родился в 1905 году в пригороде Киева в семье чиновника Михаила Лифаря и его жены Софии Марченко. Семья будущей звезды балета имеет казацкие корни. С детских лет он проявлял интерес к искусству, в частности, к музыке — парень посещал класс фортепиано в Киевской консерватории, брал уроки игры на скрипке и пел в церковном хоре Софиевского собора. Однако травма руки, которую Лифарь получил в 1919 году после того, как вблизи него взорвалась граната, на некоторое время помешала парню продолжать занятия. Впрочем, и после того, как рука восстановилась, бурные события тех времен и затруднительное финансовое положение семьи заставили Сержа забыть о музыке.

Однако на горизонте парня появилась новая мечта — танцы. Поворотным моментом в его жизни стало знакомство с Брониславой Нежинской, сестрой известного танцора Вацлава Нежинского. Не сразу, однако настойчивый парень смог поступить в «Школу движений Брониславы Нежинской», где готовили танцоров для Киевского оперного театра. Несмотря на убеждение Нежинской, что 17-летнему парню поздно начинать заниматься танцами, Лифарь все же смог доказать свое мастерство и впоследствии стать одним из лучших учеников школы.

Париж и Гранд-Опера

В 1922 году Нежинская эмигрировала в Париж, где начала сотрудничество с известным «Русским балетом» Сергея Дягилева. А уже через год она пригласила в труппу своих лучших учеников, среди которых оказался и Серж Лифарь. Там для будущей звезды балета начался новый этап на пути к признанию: он учился у легендарного итальянца Энрике Чекетти и других именитых балетмейстеров, самоотверженно работал над своей техникой и постоянно совершенствовался. В то время Лифарь торжествует в балетах «Блудный сын», «Аполлон Мусагет» и «Жар-птица», получает высокую похвалу самого Дягилева и вскоре превращается в главную звезду труппы.

После смерти Сергея Дягилева в 1929 году 24-летнему Лифарю предложили возглавить балетную труппу «Гранд-Опера». Этому театру он отдал почти 30 лет жизни, за это время восстановив былую славу французского балета и реформировав его, став основателем нового направления в балете — неоклассицизма.

Лифарь был известен своим инновационным подходом к балету, отличным от классических традиций. Он ввел новые движения, экспериментировал с музыкой и визуальными эффектами, интегрируя разные стили и жанры в своих спектаклях. Его хореографии отличались сильной эмоциональной выразительностью и глубоким внутренним содержанием.

Серж сотрудничал и дружил со многими выдающимися композиторами, художниками и дизайнерами того времени, такими как Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Коко Шанель, Марк Шагал и Жан Кокто, которые помогали мастеру в создании захватывающих балетных представлений. Его работы были известны своим провокационным, современным и интеллектуальным подходом к искусству. Одним из самых известных балетов того времени авторства Сержа Лифаря стал «Икар», поразивший критиков и зрителей своей новаторской концепцией и драматичностью.

Обвинение и возвращение

С начала Второй мировой войны Лифарь оставался во Франции и прилагал все усилия, чтобы сохранить труппу одного из самых известных театров мира во время нацистской оккупации. Впрочем, после освобождения Парижа в жизни и карьере Сержа произошел неожиданный поворот: французское Движение Сопротивления обвинило хореографа в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Тогда Лифарь был вынужден покинуть Францию. С 1944 по 1947 год он возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло», а после войны и снятия обвинения Серж вернулся в родную Гранд-Оперу.

Он продолжил создавать новаторские балетные представления, сотрудничал с разными балетными компаниями и театрами в мире. Мастер танца также стал признанным педагогом, обучая молодых танцоров и делясь своим богатым опытом и знаниями. Всего Лифарь поставил в «Гранд-Опера» более 200 балетных представлений. В 1947 году он  основал Институт хореографии при Гранд-Опере, где обучались будущие звезды балета.

После театра

В 1958 году Лифара увольняют из театра — это стало ударом для влюбленного в свое дело мастера. После завершения работы Лифарь пробует себя в роли художника — хореограф оставил после себя сотни оригинальных картин и рисунков. Главным сюжетом работ Лифаря-художника были, конечно же, танцы.

Кроме того, Серж коллекционировал книги, однако в последние годы своей жизни был вынужден продать часть своей коллекции, поскольку пенсии, которую он получал от Парижской оперы, на жизнь не хватало. Часть библиотеки Лифаря, согласно его завещанию, хранится в Киеве, в отделе искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки.

Последние годы жизни Серж Лифарь прожил в швейцарской Лозанне, где и умер в 1986 году. Его наследие включает множество оригинальных хореографий, которые до сих пор выполняют на современных балетных сценах, а его вклад в развитие современного балетного искусства трудно переоценить.

На протяжении всей жизни Серж Лифарь мечтал о возвращении в Украину, однако посетить Родину ему удалось только раз — в 1961 году. В свое время он отказался от французского паспорта, ответив Шарлю де Голлю так: «Я никогда не был и не буду французом, потому что я украинец и моя родина — Украина». До конца жизни он оставался владельцем паспорта Нансена, то есть, персоной, у которой нет гражданства.

Однажды, уже после увольнения из Гранд-Оперы, Лифарь пришел в родной театр в вышиванке и сказал: «Мечтаю вернуться в Украину. Однако дома меня, к сожалению, никто не знает, а во Франции — забыли». Впрочем, в середине 90-х о знаменитом хореографе и танцовщике громко заговорили и дома, и продолжают говорить и сегодня.

Фото: sergelifar.org


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы