Магия Переберии: как украинцы празднуют Маланку сегодня

Обряды, традиционные костюмы и главные образы  

В прошлом году благодаря ленте Дмитрия Сухолиткого-Собчука «Памфир» вся наша страна и мир узнали о еще одном традиционном зимнем праздновании украинцев — Маланке. На протяжении веков ее отмечали в нескольких поселках и городах в основном на западе и в центре Украины, ежегодно мастеря удивительные костюмы и создавая феерическое зрелище. Однако в других уголках страны о ней едва слышали. И теперь, когда мы начали больше исследовать обычаи предков и культурный код нашего народа, о Маланке наконец-то заговорило как можно больше людей.

Кадр из фильма «Памфир»

Хотя во время полномасштабного вторжения это действо уже не столь масштабно, Маланка до сих пор остается главным событием в году для многих украинцев. Поэтому сегодня предлагаем поподробнее разобраться в традиционном праздновании этого праздника и полностью погрузиться в атмосферу украинского карнавала.

Миф о Маланке

Маланку принято праздновать в канун Нового года и Дня святого Василия — 31 декабря по григорианскому календарю или 13 января по юлианскому, что к тому же совпадает с Днем преподобной Мелании. Именно поэтому центральными образами праздника выступают пара Маланки и Василия, символизирующая завершение старого годового круга и начало нового.

В народе существует также миф о личности девушки. В нем Милания (или, по разным источникам, Маланка или Миланка) выступает дочерью князя Месяца. Ее похитил коварный злобный змей и упрятал девушку в подземное царство. Освободить девушку выпало на долю богатыря Васильчика, который после своего героического поступка и женился на ней. За это парню в жертву принесли месячное животное — свинью. Вот почему в дни Маланки и Василия принято готовить блюда из мяса, и испокон веков эти праздники всегда идут в паре, гармонично продолжая друг друга.

Щедрый вечер: какими блюдами угощают в этот праздник

Начало празднования Маланки также называют Щедрым вечером. Хозяйки издавна накрывали стол немалым количеством блюд, чтобы отведать их семьей и угостить ими щедрователей, посевщиков и маланкаров. Считается, что чем богаче и разнообразнее гостиная, тем щедрее будет весь год у хозяев.

Поскольку ко времени Маланки пост уже заканчивается, то и блюда из мяса становятся главными украшениями праздничного стола. В основном из свинины готовят студень, колбасы, делают начинку для блинов, также подают ломтики сала. Тогда как рыбу, к примеру, советуют наоборот избегать, чтобы вдруг из дома не отплыло счастье.

Главным угощением снова становится душистая щедрая кутья, к которой можно добавить молоко, сливочное масло, сало или смалец. И, конечно, ни одно празднование не обойдется без вареников. Здесь можно сполна поэкспериментировать с начинками: картофельной, грибной, мясной, с добавлением шкварок или жареного лука, сладкой сырной, вишневой или с сухофруктами.

Запреты празднования в советское время

Ранее празднование Маланки было распространено во многих уголках Украины, однако не всюду эта традиция дошла до настоящего времени. А все это, опять же, из-за притеснений со стороны советской власти.

В те времена устраивать действо всячески запрещали, а за непослушание проводили допросы, заставляли писать пояснительные записки, отправляли в тюрьму на 15 суток или вообще отправляли в ссылку. Коммунистам очень не нравилось то, что люди не отказываются от праздника, а, наоборот, еще охотнее стараются сохранить собственные обычаи. Дело доходило даже до того, что сжигали костюмы, которые заранее заготовили маланкары. Но и это не могло остановить людей, которые так трепетно относились к традициям: на утро становились новые наряды, по улицам снова раздавалось пение и проходило веселье. Однако немало где эти обычаи все же не смогли пережить вмешательство коммунистов.

Празднование Маланки сегодня

В настоящее время Маланку продолжают отмечать в отдельных городах и селах Галиции, Буковины, Ивано-Франковской, Винницкой и Одесской областях, однако особое действо происходит в Красноильске и Вашковцах, что в Черновицкой области. Именно туда на протяжении многих лет съезжались туристы со всей страны и мира, чтобы собственными глазами увидеть магию и дух Переберии, как иногда называют Маланку.

В течение всего года местные жители тщательно готовятся к празднованию: изготавливают тематические маски с устрашающими лицами и мастерят объемные костюмы для себя и близких. Некоторые даже заказывают определенные детали образа из других городов или стран, чтобы уникально отличаться.

Фото: Вячеслав Ратинский / Russian

Главными лицами праздника, которыми и наряжаются участники фестиваля, выступают сама Маланка (которой, кстати, должен одеться именно парень) и ее жених Василий, Баба и Дед, Коза и Медведь. Кроме них, каждый год находятся и более причудливые и иронические наряды. Например, в 2021 году маланкари разыгрывали актуальную в то время сценку с борьбой с пандемией. Участники действа выбрали ярко-оранжевые комбинезоны санитарных работников и респираторы, а за транспорт им послужил желтый автомобиль с надписью «Не корона». Впрочем, большинство костюмов сохранились даже спустя столетия.

«Котре найкраща й найчесніша дівчина перебиралася за Маланку. Один парубок за Василя (Чильчика), другий за короля (Місяця), а третій за Діда-Змия з білов та довгов бородов. Маланка мала зірку (звізду) на чолі, була прибрана у самі цвіти й мала з собов три подружечки з рожевими деревцями, котрі подібно, як она сама, були прибрані. Василь (Чильчик) був перебраний за ратая (оратаря), с чепигами або з серпом у руках; а Король з новим місяцем на чолі, а яко мисливець з сагайдаком і луком. Решта ледінів була то за плугатарів, то за мисливців перебрана; плугатарі водили з собов вола або барана, мисливці оленя або сокола, а Змий-дід нарешті, убраний у буйволову шкіру й оперезаний гадюками, водив з собов тура або цапа, мав велику косу у руці та три гробарі з рускалями за поплічників», — описывал образы участников Маланки Юрий Федькович.

Традиционно маланкары выходят на улицы после захода солнца, поскольку, по поверьям, в это время царит нечистая сила. Маланка отличается не только в отдельных городах и селах, но и в углах (частях села). В каждом разные костюмы, особенно наряды Медведя: какие-то напоминают огромную копну сена, другие имеют большие крылья, украшенные цветами или другими аксессуарами, или вообще форму сердца.

После того как все участники готовы, маланкари ходят по улицам и наведываются в дома, чтобы поздравить хозяев, пожелать достатка и процветания. Когда встречаются Маланки разных углов, происходит так называемая баранка (или боронка, в зависимости от края) — борьба между Медведями. Участники сбиваются в кучу и пытаются оттеснить противников. Это также имеет определенный символизм и означает борьбу добрых сил с потусторонними, желающими навредить Маланке. Боранку также ярко изобразил в своем фильме Дмитрий Сухолиткий-Собчук.

Это действо проходит весь вечер и всю ночь, а на следующий день, в праздник Василия, проходит масштабный парад, где собираются маланкари со всех углов и демонстрируют свои костюмы публике с пением и игрой на инструментах. В некоторых городах и селениях принято заканчивать Маланку купанием в реке. Так участники очищаются от недобрых сил, которые могли присоединиться к ним во время молнии.

Маски и костюмы

Наверное, больше всего усилий участники Маланки прилагают к изготовлению костюма Медведя. Большие копны сена откладывают еще летом, а потом, уже перед самым действом, наряды шьют из перевесов — скрученных пучков высушенной осоки. Ими обшивают именно основу костюма. Далее в ход идет креативность каждого угла. Чьи-то Медведи выделяются необычной формой, чьи-то масками, а другие аксессуарами и небольшими деталями. Наряжаться этим персонажем должен молодой холостой парень, который к тому же достаточно сильный, поскольку сам костюм в конечном варианте весит несколько десятков килограмм.

Так же тщательно, как маланкари готовят свои костюмы, они и создают маски, которые будут одевать участники действа. За десятки лет в разных краях сохранились собственные традиции изготовления этих аксессуаров. В большинстве случаев их мастерят из обычных гипсовых пластин или папье-маше, а затем разрисовывают. Местные рассказывали, что лучше покупают маски с самыми устрашающими выражениями, ведь также считается, что этот атрибут будет защищать маланкаря от злых духов. Более того, ни один не сможет узнать, кто же спрятан под ней, пока сам человек не откроет свое лицо.

Фото: Кристина Кулаковская / Russian

«Маланкування»

Как и колядовать на Рождество, в праздник Маланки принято «маланкувати». Во многих песнях центральным образом выступает сама девушка Маланка, однако во время празднования в Красноильске ежегодно поют «Урсу». Это румынская песня, в которой говорится о медведе, которого приручил парень, научил петь и танцевать. И теперь зверя водят на веревке, развлекая людей и поздравляя с праздниками.

Текст: Анастасия Поляк


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы