Как художественное движение сюрреализм возник после Первой мировой войны и призывал обращаться к подсознательному больше, чем к сознательному. Оттуда и искривленные формы Сальвадора Дали и парадоксы Рене Магритта. Как и в живописи, так и в кино сюрреалистический жанр стремится воплотить сны, галлюцинации, даже бред в реальность. И это по-прежнему популярный и действенный способ рассказать историю.
К сюрреализму обращались и обращаются известные во всем мире режиссеры, среди них те, которых мы очень любим, и те, которые только начинают свой путь. К примеру, уже со своим первым фильмом Линч заявил о себе как о новом сюрреалисте в мире кино и искусства в целом. Можно сказать — он занял место Дали и держит его до сих пор.
Что всегда можно сказать о сюрреалистическом кино? Оно никого не оставляет равнодушным.
Специально для «ELLE Украина» по случаю выхода в прокат фильма Дэвида Линча в отреставрированной версии 25 января критик Елизавета Сушко собрала ленты разных лет, чтобы начать знакомство с собственными и чужими сновидениями.
«Андалузский пес»
Год: 1928
Режиссер: Луис Бунюэль
Что может быть сюрреалистичнее фильма, снятого по сценарию Сальвадора Дали?
16-минутная лента не только погружает в странный мир, но и является одной из главных кинозагадок 20-го века. Сюжет здесь не поддается логике, а зрительные образы сменяют друг друга, чтобы рассказать историю на эмоциональном уровне. Луис Бунюэль и Дали написали сценарий на основе своих сновидений, ассоциаций и образов искусства. Чистое проявление сюрреализма в кинопроизведении.
«Колыбель ведьм»
Год: 1943
Режиссер: Майя Деррен
Фильмы режиссера украинского происхождения из Киева, работавшей в Америке и повлиявшей на творчество Дэвида Линча, не имеют сюжета. Ее «поэтические психодрамы» или «кино транса» — это игра со зрителем и вывод его за пределы реального пространства и времени, погружение в состояние гипноза.
Благодаря вспышкам света, контрастам и фрагментарным сценам Майя Дерен не рассказывает историю, а передает настроение и создает атмосферу, в которой или очень хорошо, или невыносимо. «Колыбель ведьм» режиссер создавала в рамках сюрреалистической выставки, но не закончила, так как умерла от передозировки. Но фильм все равно получил награду в Каннах, даже не имея аудиальной части, добавленной позже.
«В прошлом году в Мариенбаде»
Год: 1961
Режиссер: Ален Рене
Сценарий этого запутанного фильма написал писатель Ален Роб-Грие — француз, считающийся одним из основателей «нового романа». В 1961 году лента получила «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и шокировала зрителей временными и пространственными разрывами.
На роскошной вечеринке мужчина уверяет женщину, что они встречались раньше и состояли в определенных отношениях. Женщина не только не помнит, но и категорически отрицает, что хоть раз видела его раньше. К их разговорам присоединяется второй мужчина, а флешбеки женщины будто наталкивают зрителя на мысль, что героиня начинает что-то вспоминать. Но путешествие в мрачные недра сознания только запутывает всех участников этого зрительского опыта.
«Персона»
Год: 1966
Режиссер: Ингмар Бергман
Психологическая драма шведского режиссера спасла ему жизнь. Сценарий он написал за девять недель, находясь в больнице с воспалением легких. В разочаровании в профессии и приступах лихорадки он создал лучшую историю своей карьеры, столкнув две диаметрально противоположные личности.
В этой ленте чувствуется еще одна отличительная черта для сюрреализма — подражание учению Фрейда. Но Бергман следует его коллеге — философской теории Юнга, который определил понятие Persona как своеобразную маску для общества. Главная героиня Элизабет молчит, и непонятно, это сознательное молчание или немота. Историю актрисы и их отношений рассказывает медсестра психиатра Альма.
«Потерянное шоссе»
Год: 1997
Режиссер: Дэвид Линч
Все популярные и не очень роботы Линча — сюрреализм в чистом виде. Чего только стоит фильм «Твин Пикс» и его красная комната. Но «Потерянное шоссе» можно выделить среди всех запутанностью, которую так и хочется разгадать.
Главный герой киноленты с нелинейным сюжетом — саксофонист Фред Мэдисон, который получает таинственные видеокассеты и подозревает свою жену в измене. Он думает, что в его дом кто-то проникает. Когда герой обращается в полицию, его обвиняют в убийстве жены и говорят, что это снято на очередную кассету. Дальнейшее развитие событий будет внезапным перевоплощением героев и проникновением в индустрию фильмов для взрослых.
«Бесконечный бассейн»
Год: 2023
Режиссер: Брэндон Кроненберг
Именно этой лентой Брэндон громко заявил, что не подражает своему отцу Дэвиду Кроненбергу и готов на безумные вещи. Из первых кадров, которые испытывают вестибулярный аппарат зрителя, можно понять, что события на курорте будут не просто «Белым лотосом».
Писатель Джеймс Фостер, переживающий творческий кризис, в поисках вдохновения отправляется вместе с женой в отпуск на дорогой курорт. Здесь они знакомятся с Габи, фанаткой Джеймса. Вместе с новой подругой герои попадают в аварию, в которой по вине Джеймса погибает человек. Писателю удается избежать смертной казни — вместо него убивают его двойника. С этого момента главный герой погружается в мир безнаказанности, жестоких и порочных наслаждений.
«Сценарий сна»
Год: 2023
Режиссер: Кристофер Боргли
Новый фильм студии А24 от продюсера Ари Астера и режиссера ленты «Меня от себя вернет» рассказывает об ученом, который удивительно начинает появляться во снах знакомых и незнакомых ему людей. Преподаватель биологии в университете, у которого не складывается жизнь так, как бы он хотел, спустя мгновение становится популярным.
Поднимая вопросы современности, как популярность в социальных сетях, приложения и махинации из сна и мотивации, Боргли использует приемы сюрреализма и показывает, как сны могут влиять на нашу и чужую реальную жизнь.
Автор: Елизавета Сушко