Как создавались костюмы, музыка и хореография для спектакля «Косачка». Эксклюзивные комментарии команды

Экспериментальная работа, посвященная исследованию природы женской силы

В воскресенье, 3 декабря, в Киевской опере состоялась премьера пластического спектакля «Косачка» (Косачки — воительницы свободного женского племени, по легенде жившие на территории современной Украины в 1-3 веке до н. э. — Прим. ред. ) Экспериментальная работа, созданная по оригинальному сценарию, посвящена исследованию природы женской силы. Вдохновляясь примером женщин, которые сегодня защищают украинскую землю, режиссер Юлия Лопата вместе с киевской независимой командой современного танца Procontemporary и ее основательницей, хореографом Галиной Пехой, погружаются в историю украинских женщин — в частности, через древние ритуалы, авангардную поэзию и контент из современного инфопространства.

По словам Галины Пехи, это представление — о настоящем и боли, которая дает силы на борьбу: «С начала войны мы много говорили с Юлей о том, хотим ли мы продолжать заниматься искусством, имеем ли на это право. И то, что проект реализуется, — для меня большое вдохновение».

Размышлениями о природе женской силы и о том, как это понятие воплотилось в спектакле, в эксклюзивных комментариях для ELLE.UA делятся режиссер Юлия Лопата, хореограф Галина Пеха, композитор Елена Шикина, художница по костюмам Ася Сутягина и не только.

Галина Пеха, хореограф

Я не уверена, что знаю определение сильной женщины. И существует ли оно вообще? И все же, я должна сказать, что в своей жизни я встречала сильных женщин. Больше всего меня восхищало то, что они умели подниматься после самых жестких падений. В общем, сила для меня — движение до последнего дыхания.

Мы с коллективом Procontemporary прошли долгий путь вместе и продолжаем быть друг у друга в самое темное время. Является ли это силой? Не нам судить. Но совместная работа дает мне силы. Хочу заметить, что материал к представлению мы создаем все вместе. Я, как хореограф-постановщик, занимаюсь композицией и смыслами, которыми должен быть пропитан хореографический текст. Мне важно не дать зрителю открытую книгу на определенной главе. Я стараюсь заполнить пространство образами, как будто это воспоминания или знания каждого из нас, и предложить аудитории погрузиться в собственные мысли и переживания.

Елена Шикина, композитор

Сильные женщины для меня — прежде всего женщины, которые идут на фронт. Те, кто выбирает не только риск жизни, проживание в сложных условиях и посвящение своей жизни на данный момент защите страны, но еще и выбирают оказаться в месте, которое не учитывает женщину и ее потребности: наличие формы для женщин, достаточно средств гигиены, болезненные дни периода и т.д. Те, кто выбирает этот путь, готовы встретиться с неравенством отношения, стереотипами, объективизацией. Такая решительность, воля и сознание меня поражают, и я горжусь нашими защитницами. Также сила женщины в целом для меня начинается с естественного проживания боли: при рождении ребенка, при менструации, во время первого секса.

В музыке эта боль иногда прорывается через низкие удары, тяжелый характер отобранных украинских инструментов: лира, трембита. Также эту болезненность зарождения нового я закладывала в первой сцене «Рождение» через текстуры костей и ощущение разлома, растянутого во времени. При этом меня поражает умение окружающих женщин оставаться чувствительными, уязвимыми, любить себя, наслаждаться красотой, стремиться к гармонии. Я тоже чувствую это в себе, поэтому я хотела, чтобы звук оставался чистым и структурированным, иногда — уязвимым и эмоциональным, тонким и хрупким. Даже в агрессивной сцене я не добавляла шума или нагруженной текстуры — отталкиваясь от этой общей идеи ясности и гармонии.

Соломия Кириллова, певица и перформер

Для меня сила — это одно целое с понятиями воли и духа. А конкретизация женской силы — в объединении женщин и сестринства как данностей и мощного ресурса взаимодействия, и отнюдь не конкуренции, что так характерно для современного мира. Также женская сила проявляется в «ощущении времени», ведь именно с момента, когда девочка переходит в состояние женщины, «ощущение времени» является неотъемлемой составляющей ее жизни. Также женская сила укрепляется и сопровождается естественным умением проживать и принимать физическую боль, что женщине даровано как данность.

В моем проявлении в работе «Косачка» сила звучит сквозь голос и тон, мощность которого не зависит от громкости, и скорее будет аккумулирована и приглушена до ядра сердца.

Татьяна Рябцун, танцовщица

Образ женщины для меня не ассоциируется с незащищенностью, хрупкостью, слабостью. Напротив, женщина для меня — о силе, потому что только она знает цену жизни, ведь она ее дает. Быть женщиной для меня — это сочетать в себе чувствительность, нежность и силу воли, способность защитить себя и дать себе все необходимое, чтобы иметь возможность продолжать свой путь. Но я верю, что наш спектакль натолкнет каждого зрителя на какие-то личные и, возможно, новые для себя мысли. Ибо «Косачка» родилась через наше прошлое, наше настоящее, и является кирпичом к созданию того будущего, которое мы хотели бы видеть, к возрождению нашей культуры.

Ася Сутягина, художница по костюмам

Я общаюсь и выражаю свое видение мира посредством образов. «Косачка» — это интимное проявление переживаний о женщинах, которых уже сотни лет держат в рабстве, отнимая возможность полноценно проявлять себя. Гиперболизацию украинского платка я соединила с культурой покрывать голову — это условная чадра, под которой хоронят женственность. Но я добавила украинские орнаменты, как в вышиванке — это умение женщины делать прекрасным мир и обстоятельства, в которых она оказывается. Пять платков украшены орнаментами пяти регионов Украины, в том числе орнаментом вышивки крымских татар. Под платком скрывается хрупкое женское тело, которому пришлось нарастить латы, чтобы защищать свою хрупкость.

Платье вокалистки — это духовный мир женщины. Он нежный и хрупкий, поэтому я выбирала мягкие ткани и размыла форму и силуэт. Боль и переживание я передала через аксессуар в форме сердца, которое выглядит, будто припорошенная снегом калина. Глаза — это зеркало души или двери к духовному, поэтому на маске вокалистки главным украшением являются глаза, вышитые из натурального кварца. Считается, что в нем много «женской» энергии, которая защищает.

Юлия Лопата, режиссер

Я понимаю понятие силы через принятие ответственности за свои решения и последствия. Героини «Косачки» именно такие, они сталкиваются с последствиями принятых ими решений и платят за свои убеждения высшую цену — отдают жизнь. Однако я вижу это как что-то очень светлое, на самом деле. Ибо когда у тебя есть то, что ты так любишь, во что ты настолько веришь, когда ты выкристаллизовала в себе ценности, которым ты следуешь, — это счастье, дар, благословение.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы