The Naked Room анонсировали переоткрытие галереи в Киеве персональной выставкой Екатерины Лисовенко. После года «экспортной» работы в странах Европы The Naked Room возвращается с собственной программой. Пространство на Рейтарской всегда было местом встречи — галереи с книжным магазином и кафе, искусства со зрителем, художника с коллекционером и всех друг с другом. Полномасштабное вторжение прервало программу, запланированную на 2022 год, и разбросало основателей, художников и горожан по миру. Тогда все нуждались в других ролях и практиках — волонтерстве, культурной дипломатии, службе на фронте. После года работы за пределами страны команда как никогда понимает важность и ценность наших художников, собственных голых стен и киевского комьюнити. Поэтому галерея, наконец, возвращается.
По случаю открытия The Naked Room приглашает Екатерину Лисовенко полностью занять пространство, а гостей — погрузиться в ее мир. До полномасштабного вторжения Екатерина последовательно работала с традицией монументальной живописи как средства сопротивления и сохранения памяти. Ее практику можно сравнить с ящиком, предназначенным для хранения воспоминаний. Память и утопический акт перерождения представляются фундаментальными для творческой философии художницы. Ее работы являются символическим прибежищем для людей, мест и идей, требующих защиты от зла, разрушения или забвения:
«В The Naked Room я хочу создать комнату — это должна быть прозрачная, очень неуютная комната, которая словно растворяется на глазах, комната не для человека. Нас всех объединяет нестабильность того, что можно назвать домом, неустроенность жизненных условий, неизвестное будущее наших домов и нас самих. Война делает и города, и нас самых голыми и прозрачными. Это тот общий опыт, о котором я даю себе как художнице право говорить», — говорит Екатерина Лисовенко.
Екатерина Лисовенко, Семейный портрет, 2023, масло на холсте, 40х60 см
Лисовенко часто обращается в своей практике к пропаганде как инструменту: ее работы 2020-21 годов сопровождались девизом «Пропаганда мира моей мечты». В них Екатерина соединила мифологическую и религиозную иконографию с идеей постквирного образа жизни. Ее работы населяют люди разных гендеров, не-люди и природа как отдельный субъект. С полномасштабным российским вторжением в Украину именно это сожительство оказалось под ударом, оставляя позади непригодный для существования мир. С февраля 2022 года работы Екатерины комментируют зверства войны, трансгрессируя средства пропаганды.
Екатерина Лисовенко, Женщина и смерть, 2022, акрил на холсте, 180х110 см
«Не случайно мы начинаем с персональной выставки Екатерины Лисовенко. Именно ее произведения в последний год стали для нас визуальными свидетельствами отчаяния, разрушений и военных преступлений и одновременно сопротивления, силы и выдержки — всего того, что описывает борьбу украинцев с российским вторжением. Выставка под названием «Голая комната» рано или поздно должна была появиться в программе The Naked Room. Однако именно это название (при всем формальном сходстве с названием галереи) имеет совершенно противоположные коннотации. The Naked Room задумывалась нами в далеком 2018 году как пространство с необработанными (буквально «голыми») стенами, бросающими вызов формату классической галерейной выставки и провоцирующими на эксперимент. «Голая комната» Екатерины Лисовенко отсылает в «голую жизнь», которой уже больше года живут все без исключения украинцы», — комментируют Мария Ланько и Елизавета Герман.
Где: The Naked Room (улица Рейтарская, 21)
Когда: 19 апреля — 28 мая
Вход свободный