Конфликт — это не смерч и не хаос, а структурированное явление. Достаточно предполагаемое и управляемое. Эксперт Института когнитивного маркетинга, психотерапевт Оксана Ткач подчеркивает, что в межличностном конфликте не может быть победителя.
Но и избегать конфликта, время которого наступило, тоже небезопасно. Поэтому уметь конфликтовать — это искусство, которому следует учиться. Не избегать спора, не нападать и не защищаться, а вести себя в конфликте психологически грамотно.
Главные 7 правил коммуникации во время конфликта
Правило 1. Дайте оппоненту высказаться, не перебивая его при этом. Иногда для разрешения конфликта этого бывает достаточно.
Правило 2. Показывайте оппоненту искренний интерес к тому, что он говорит. Не в спорах рождается истина, а в дискуссиях. А для этого нужно разрешить человеку высказать свою позицию.
Правило 3. Всегда оставляйте возможность оппоненту сохранить лицо. Даже если он на все 100% ошибается, никогда не указывайте на это прямо.
Правило 4. Демонстрируйте уважение к оппоненту. Для этого достаточно следить за своими интонациями и не допускать резких высказываний.
Правило 5. Оставайтесь открытым и честным. Намеки и недомолвки только усугубляют конфликт.
Правило 6. Не ищите виновных. Обвинения в адрес оппонента — это лучший способ устроить затяжной конфликт без шанса его решить.
Правило 7. Допустите, что и вы можете быть неправы. Признайте это откровенно, если аргументы оппонента разумны и очевидны. Сделать это бывает тяжелее всего, но человек, умеющий просить прощения, — сильный человек.