Сегодня в Украине не найдется ни одного человека, которого бы так или иначе не коснулась война. Но опыт каждого из нас отличается. Естественно, что могут возникать проблемы в общении, особенно с теми, чей опыт отличается от вашего, с пережившими что-то, не до конца вам понятно, что пугает, о чем слышишь, но не до конца веришь в то, что такие события возможны.
Общение с окружающими во время войны требует от нас большей чувствительности и осторожности, чем в мирное время. Особенно это актуально, когда взаимодействуешь с находящимися в зоне активных боевых действий (это может касаться как военных, так и гражданских).
Практический психолог, кандидат психологических наук Дария Отич подчеркивает, что следует знать некоторые особенности общения и учитывать их, контактируя с людьми. Ведь иногда самое «бережное» отношение может провоцировать негативные переживания у людей, которые и так пережили стрессовые события.
1. Всегда следует помнить, что перед вами человек, имеющий силы, ресурсы, знания и умения, позволяющие ему выживать. Сам факт, что она перед вами, является свидетельством того, что он «способен».
В большинстве случаев человек может сам решать жизненные вопросы, определять будущее движение, принимать решения и нести за них ответственность. Не отнимайте у него способность быть субъектом собственной жизни.
2. Не делайте выбор другого. Если человек пережил насилие, ситуацию, в которой был беспомощным, то возможность выбирать из альтернатив возвращает чувство контроля. Если решили что-либо менять в планах, окружении и т.д. — сначала получите согласие. Человек обязан быть активным участником собственной жизни.
3. Уважайте границы человека. Он имеет право делать то, что считает нужным, иметь другие ориентиры и ценности, собственное видение ситуации. Попытки «помочь» могут восприниматься как насилие. Стоит спросить, нужна ли человеку помощь, а потом действовать. Также не стоит прикасаться к чужому телу без разрешения. Если нам очень хочется обнять — это наше желание и оно может не совпадать с потребностью другого человека.
Пребывание в зоне боевых действий может оказывать сильное влияние на человека, изменяя привычные нам поведенческие проявления. Не стоит их интерпретировать самостоятельно – мы не можем знать всех обстоятельств жизни других. Лучше спросить прямо и объяснить, что именно вас беспокоит.
4. Не жалейте, а сопереживайте. Жалость лишает субъектности, силы. Обычно взрослому мы сочувствуем, сопереживаем. Также не стоит говорить о том, что мы понимаем эмоции пережившего ужасный опыт. Мы не знаем, как это было, нас не было рядом. Но история человека вызывает у нас чувства, и мы можем их озвучивать.
5. Заботясь о человеке, неплохо создать условия для испытывания им положительных эмоций. Однако не требуйте от другого, чтобы он испытывал эмоцию, которую вы ожидаете, был радостным и счастливым. Человек, переживший страшные события, имеет право испытывать ярость, печаль, горевать и осознавать то, что с ним происходит.
6. Не обесценивайте ее эмоции, сравнивая с другими — каждый переживает свои состояния, и каждому нужно свое время, чтобы пройти этот процесс.
7. Очень важно уметь выдерживать эмоции другого. Если человеку, вернувшемуся из зоны боевых действий, необходимо выразить переживания, рассказать собственную историю — хорошо будет предоставить ему такую возможность. Определение словами того, что он пережил, способствует заживлению душевных ран. Однако об эмоциях мы можем не только говорить — мы можем о них молчать. Если человек умолкает, просто побудьте с ним рядом. Не обязательно что-нибудь говорить. Это бывает непросто — для этого нужно быть эмоционально стабильным, становиться опорой самому себе.