В прошлом году понятие NFT всколыхнуло чуть ли не весь мир, а ныне только еще крепче закрепилось в нашем сознании. В течение 2022 года крупные модные бренды анонсировали все больше громких digital-запусков, коллабораций с NFT-компаниями, а также виртуальных показов в рамках цифровых недель моды и т.д. К тому же, в этом году мы как никогда убедились, насколько мода является чувствительной индустрией – она молниеносно реагирует на происходящее в мире и буквально мгновенно иллюстрирует настроения общества.
Инфлюэнсер Карла Кро в мета-серьге от Dress-X
Вспомните, как мода разделилась на До и После во время пандемии Covid-19. Повестка дня претерпела изменения, и это мгновенно повлияло на рынок: люди не выходили из дома, в результате чего лидерами продаж на несколько месяцев стали простые домашние вещи и спортивные костюмы. Однако впоследствии произошла нехватка позитива, вызвавшая массовые эмоциональные покупки – тогда на подиумы снова вернулись роскошные платья с провокационными разрезами, которые намекают на тактильность (которой людям так не хватало в рамках социальной дистанции через ковод). В этом же году вспоминаем голубовато-желтые образы мировых селебрити и из подиумов, мгновенный спрос на вышиванки и одежду с любыми элементами украинской этники, а также показ Giorgio Armani в полной тишине или показ Balenciaga, начавшийся со стихотворения Александра Олеся – своеобразного Демны Гвасалия в честь поддержки Украины. Очевидно, Украина стала темой номер 1 для всего мира, и мода не осталась в стороне.
Певица Адель в благотворительном digital-платье Dress-X
Так же молниеносно мода всегда подхватывает и инновации, поэтому ее слияние с web 3 было совершенно неизбежным. Начиналось все шаг за шагом – когда несколько лет назад появилось явление цифровой одежды. Еще в 2018 году мы наблюдали первые коллекции цифровой одежды (Neo-Ex by Carlings) или даже цифровые модные дома, такие как The Fabricant. Помню миллион вопросов, которые к тому времени вызвал этот феномен digital-одежды. Что означает платье, которое не существует в физическом варианте? Какой смысл в ней? И более того, зачем за нее платить?
Digital-платье бренда Tribute
На самом же деле одежда в обычном цифровом формате – это своеобразный виртуальный аналог физической одежды. Дело в том, что в мире существует и производится неизмеримое количество физической одежды – гораздо больше, чем необходимо человеку. Отсюда вытекают глобальные проблемы – экологическая катастрофа, о которой говорит весь мир последние несколько лет, спровоцированная частично и модной индустрией, ведь на производство одежды уходит очень много природного ресурса. К тому же человеческий ресурс. Масс-маркет бренды часто грешат бесчеловечными условиями труда на своих фабриках – опять-таки из-за больших объемов производства.
Собственно, в сохранении ресурсов и заключается ценность digital-моды, ведь одно цифровое платье ровно на 100% экологичнее любого физического. Приблизительно в таком ключе цифровая мода развивается последние несколько лет: на рынке стало появляться все больше цифровых брендов или брендов физической одежды, которые начали создавать цифровые аналоги своих коллекций или отдельных единиц.
И здесь, в 2021 году, мир всколыхнуло понятие NFT. В конце прошлого года сам термин даже получил статус слова года по версии словаря Сollins. И, конечно, здесь мода не могла пройти мимо. Первое крупное слияние произошло в NFT с искусством. Мода в этот период еще аккуратно наблюдала со стороны. Пока художники и 3D дизайнеры начали активно продавать свои уникальные работы на аукционах по крипто-валюте, называемой ethereum, модные бренды искали для себя варианты коллабраций с новым миром. И ответы нашлись быстро.
Согласно словарю, NFT – это невзаимозаменяемый токен. Иными словами, эксклюзивный. Так же, как собственно, и мода, и особенно большие модные дома. Мода всегда культивировала эксклюзивность, люкс и, так сказать, приватность клуба. Идут годы, но правило работает всегда: чем эксклюзивнее вещь – тем она желаннее. Стало очевидно, что для модной индустрии открывается целый новый рынок, и он сильно отличается от простого явления цифровой одежды. Казалось бы, мы только успели к нему привыкнуть, как снова что-то новое.
Чем же отличается простая цифровая одежда от NFT? Давайте рассмотрим реальный пример – сумку из первого дропа Diverge, молодого Metaverse-бренда с украинскими корнями, базирующегося в Лос-Анджелесе. Сначала вообразим обычную digital-сумку: клиент покупает виртуальный аксессуар, скажем, на онлайн-маркетплейсе DressX, получает пару-тройку фото себя с аксессуаром и публикует в соцсети. На этом все. К тому же идентичный аксессуар может оказаться в профиле у любого, ведь их продажа не ограничена ни одним количеством.
А теперь разберем пример NFT-сумки. Помните, мы говорили об эксклюзивности? Так вот, в первую очередь, сумка от Diverge – уникальна. Сумка именно в таком виде и в таком оттенке принадлежит исключительно ее владельцу, поэтому клиент автоматически становится владельцем уникального токена. Конечно, владелец такой сумки сможет также получить эксклюзивные фото с ней и опубликовать в соцсети, однако кроме такой опции перед ним раскрывается еще и целый набор так называемых utilities (другим словом – преимуществ). Utilities – это основная черта NFT. Их может быть множество: от возможности носить эту сумку в метавселенной или в виртуальной игре до возможности перепродать ее дороже на вторичном рынке или даже завладеть процентом от продаж бренда. Кстати, первые 40 владельцев сумок из первой дропа бренда Diverge как раз и имеют такой бонус – все они получили процент от будущих доходов компании. Таким образом, приобретение NFT-моды – это не просто поход в бутик. Покупка NFT это еще и инвестиция и своего рода игра. Без ущерба для экологии.
NFT-рюкзак из первой дропа бренда Diverge
Web 3 развивается слишком быстро. Этот мир базируется на сообществах, растущих ежесекундно. Все больше людей уходят в Метавселенную, они начинают там знакомиться, общаться, создавать. Все это похоже на реальную жизнь только в виртуальном мире. В реальном мире мы привыкли самовыражаться и преподносить себя, а одежда – это один из инструментов самовыражения. Как в реальном мире, так и в Метавселенной или же игре. Только в реальном мире мы примеряем одежду на себя, а в web 3 пытаемся сделать самым крутым своего аватара. Именно поэтому слияние этих двух индустрий и неизбежно. Мы не успеем оглянуться, как люди будут вкладывать гораздо больше времени, усилий и денег, чтобы одеть своего аватара в Метавселенной, чем себя в реальной жизни. Когда это случится? Время покажет! Но магический мост между двумя мирами уже выстроен. Остается только начать им уходить!