Недели моды сезона осень-зима 2023-2024 уже давно закончились, но модный мир не прекращает рефлексировать на увиденное и обсуждать не только будущие тренды, но и громкие перформансы, к которым один за другим прибегали бренды. «Сбитый» самолет, роботы и гора из презервативов на подиуме, падение моделей в толпу и разлетающаяся на куски одежда — что пытались сказать нам дизайнеры во время своих шоу? И главное — почему именно таким способом? Давайте обо всем по порядку.
Неделя моды в Нью-Йорке
Thom Browne FW 23-24
«Хорошо видит только сердце. Главного глазами не увидишь», — с этой фразы в Нью-Йорке начался показ новой коллекции Thom Brown, вдохновением для которой стала повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На шоу пилот в стеганном космическом костюме и Маленький принц в пиджаке деконструированного кроя ходили вокруг «сбитого» самолета. Вскоре на подиуме появились модели в шелковых платьях — как олицетворение шести планет, которые посетил Маленький принц. Завершился показ хэппи эндом: Прешес Ли в образе ангела спасла главного героя от меланхолии. Своей коллекцией Том Браун хотел показать, что дети всегда видят больше взрослых. «Для меня показы — это чистое творчество. Я вообще не думаю о бизнесе и коммерции», — рассказал журналистам дизайнер и председатель Совета модельеров Америки.
Неделя моды в Милане
Diesel FW 23-24
Diesel — за безопасный секс! И об этом поклонникам бренда стало понятно еще до начала недели моды в Милане, ведь приглашения на показ они получили в виде коробок со средствами контрацепции. Подиум тоже украшала оригинальная инсталляция — огромная гора из презервативов. «Успешность жизни — это быть сексуально положительным, веселиться, наслаждаться жизнью, но так же относиться с уважением и быть защищенным», — рассказывает креативный директор Diesel Гленн Мартенс. Для привлечения внимания к безопасному сексу бренд объединился с Durex: этой весной по всему миру в магазинах Diesel бесплатно раздадут 300 000 презервативов.
Blumarine FW 23-24
Какой могла бы быть Жанна д`Арк сегодня? Этим размышлениям посвятил свою новую коллекцию Никола Броньяно. Среди подиума креативный директор Blumarine «поджег» логотип бренда, вокруг которого модели демонстрировали динамические образы для современной версии Орлеанской девы: в частности, платья и комбинезоны из металлизированной ткани, напоминающей доспехи. Горело ясно!
Sunnei FW 23-24
Одним из самых ярких на Миланской неделе моды сезона осень-зима 2023-2024 стал показ Sunnei, прошедший в штаб-квартире бренда. Модели завершали свои дефиле эффектным падением с высокого подиума прямо в толпу (точно, как рок-звезды прыгают со сцены к своим фанатам). Ловили их гости и члены команды бренда: от помощников до бухгалтеров. «Мы хотели отдать дань нашей команде, ведь они являются для нас ежедневным источником сил. И нам хотелось, чтобы зрители участвовали в этом моменте красоты и свободы», — рассказал дизайнер Симон Риззо.
Courreges FW 23-24
Николас ди Феличе еще раз подтвердил звание шоумена. Свою новую коллекцию он представил в архитектурном колледже в V округе Парижа, который он заполнил паром так, что модели вроде бы выныривали из тумана. Но вав-эффект вызвало совсем не это: а то, что девушки шли по подиуму, ни на секунду не отрываясь от экранов телефонов (каждый из нас здесь может узнать и себя).
«Моим вдохновением действительно стал телефон и то, как он повсюду присутствует в нашей жизни», — рассказал ди Феличе. Интересно, что пальто, худи и куртки, представленные на показе, были скроены с вертикальными прорезями (наверное, для удобства пользования смартфоном). Эпоха диджитализации, как она есть!
AVAVAV FW 23-24
Итальянский бренд AVAVAV в очередной раз наделал шума в модном мире. На показе модели спотыкались, их одежда разлеталась в клочья, а в финале декорации за подиумом просто развалились. Ночной кошмар каждого дизайнера, скажете вы, и будете правы. Таким образом Беат Карлссон решила исследовать тему уязвимости модных домов и современной роскоши.
«Что самое позорное может произойти с модным домом? Испорченная одежда. Сейчас я чувствую, что самое крутое — это выставить напоказ свою уязвимость и носить ее как аксессуар. Это способ продемонстрировать свою подлинность и силу. Я хотела создать момент стыда и неудобства, чтобы посмотреть, может ли это сосуществовать с роскошью или даже ее порождать», — рассказала креативная директор и дизайнер бренда.
Впрочем, не все поверили в объяснение Беатрис. Некоторые восприняли этот показ как пародию на фанатов люкса, которые готовы платить тысячи долларов за рваные кеды или «испорченный» свитер. Кстати, это не первый перформанс AVAVAV. В 2021 году бренд представил огромные сапоги-монстры, сделанные из отходов, чтобы привлечь внимание к экологической проблеме в индустрии. Осенью следующего года на показе все модели спотыкались и падали на подиуме, чтобы высмеять неудобную обувь, в которой невозможно ходить.
Неделя моды в Париже
Coperni FW 23-24
В 2022 году Сoperni ошеломил публику перформансом с Беллой Хадид. Тогда на обнаженное тело модели нанесли специальный спрей из жидкого хлопка, который в считанные секунды превратился в белоснежное платье. В этом году дизайнеры Себастьян Мейер и Арно Ваян решили не понижать планку и превратили показ FW 23-24 в технологическое шоу. Дизайнеры попытались оживить на подиуме сюжет басни Жана де Лафонтена «Волк и ягненок», конечно, на свой манер. По их сценарию, ягнятами выступили модели, а волками — стая собак-роботов Boston Dynamics. Самым ярким моментом шоу стал выход модели Рианны ван Ромпей, которой робот помог снять пиджак. Другой робо-пес подержал сумку Лилы Мосс. Таким образом дизайнеры пытались показать нам, как технологии и люди могут сотрудничать ради лучшего будущего.
Anrealage FW 23-24
Платье, которое вы видите, черно-синее или бело-золотое? Добро пожаловать в модную дискуссию 2015 года, о которой нам напомнил новый перформанс от Anrealage. Токийский бренд в рамках показа осенне-зимней коллекции представил одежду, меняющую цвет под ультрафиолетовым светом. Модели появлялись на подиуме парами в похожем, но не идентичном (белом или нюдовом) наряде, которое под действием лампы «окрашивалось» в яркие «конфетные» принты. Как отметил дизайнер, одежда реагирует на ультрафиолетовый солнечный свет, поэтому реакция ткани зависит от погодных условий, в которых она находится. В новой коллекции Кунигико Моринаг представил философскую концепцию: вещи не такие, как они кажутся на первый взгляд.
Моды и зрелищ?
Помните лето 2019, когда Стокгольм и Осло отказались от проведения Недель моды и подобные требования выдвигались к Британскому модному совету? Тогда формат офлайн показов называли максимально неэффективным, неэкологическим и неоправданно дорогим. Модный мир затаил дыхание, казалось, что все мы стоим на пороге кардинальных перемен в fashion-индустрии. Дальше действительно была попытка брендов закрепиться в диджитале. Но менее чем через четыре года мы наблюдаем любопытный феномен: недели моды не только не исчезли из офлайна, но и расцвели с новой силой. Как показали последние модные марафоны в Нью-Йорке, Милане, Лондоне и Париже, отшить и представить коллекцию на подиуме под музыкальное сопровождение недостаточно. Нужно шоу! И чем зрелищнее — тем лучше! Причин этому по меньшей мере две. Первая — это способ дизайнеров донести публике важные месседжи (о правах человека, инклюзивности, экологии, гендерного равенства и т.п.), которые не все готовы отыскивать в пресных пресс-релизах. Вторая — более очевидная и рациональная. Перформанс — это всегда привлечение внимания, увеличение конверсии, а значит, и маркетинговый ход. И пусть вы не броситесь покупать себе сумку из метеорита, представленную во время последнего показа Coperni, но в вашей памяти точно останется яркая ассоциация с этим брендом. Что в будущем, вероятнее всего, тоже сработает только в пользу Coperni. И последнее. Не забывайте и о том, что мода — это тоже искусство. Как говорила Ирина Данилевская в одном из своих интервью, «показ коллекций — это квинтэссенция, убедительная иллюстрация междисциплинарности моды как направления искусства». Так было, так есть, так будет всегда.