Наверное, сегодня не найдется ни одного человека, который бы хоть немного интересовался модой и при этом не слышал о бренде Celine. Легендарные сумки, неповторимые аксессуары и ультрамодная — как будто из будущего — обувь. Образцы одежды стали предметами коллекционирования и символом интеллектуальной моды. Но кто же стоит за одним из самых популярных люксовых брендов ХХ века?
Об истории дома Celine в своей колонке рассказывает стилист и fashion-колумнист Егор Воронкин.
История марки Celine началась в послевоенном 1945 году в только что освобожденном от фашистов Париже. Одна амбициозная женщина, которая совсем не разбиралась ни в дизайне, ни в торговле, — мадам Селин Випиана — вместе с мужем решает открыть магазин детской обуви.
Так на улице 52 rue de Malte появился магазин под названием «Celine, le bottie pour enfants» («Селин, пинетки для детей»). Продавали здесь исключительно детскую обувь собственного производства. Первый бутик Celine был отмечен ярким логотипом с изображением красного слона как символа успеха и богатства. Нарисовал его французский художник Раймон Пейн. Возможно, именно он и принес мадам Випиана удачу, сопутствующую ей по жизни.
Профаны в дизайне одежды, люди без должного образования, Випиана и ее муж Ричард, однако, смогли создать несколько коллекций обуви, выгодно отличавшихся от всего, что было представлено на рынке. Поэтому быстро стали успешными и снискали славу новаторов.
Обувь от Celine носили принцесса Монакская (Каролина Луиза Маргарита Гримальди) — дочь кинозвезды Грейс Келли и князя Монако Ренье III, а также принц Монако Альбер II. Благодаря таким элитным клиентам, бренд стремительно стал популярным и желанным среди светской публики. Это позволило Celine впоследствии расширить ассортимент, добавив в него мужскую и женскую обувь.
Instagram: @ederlen20_10; @weistvintage; @nica.superbags
Селин и Ричард всегда очень тщательно выбирали материалы для выпуска обуви, что выгодно отличало этого производителя на фоне конкурентов. Большинство сырья заказывали напрямую из Италии, включая фирменную для бренда кожу пони.
В 1960 году мадам Випиана впервые использует для пошива обуви джинсовую ткань и буквально совершает своеобразную революцию! Обувью из денима увлекаются модники нового поколения — Celine становится трендсеттером в мире моды.
Шесть лет спустя Селин и Ричард запускают линейку кожаных аксессуаров: это ремни, перчатки и сумки. Их по самым высоким стандартам мастерства производили во Флоренции, что гарантировало качество и долговечность изделий. В том же году изменили и логотип бренда: вместо красного слоника теперь это изображение двухколесной тележки, рассчитанной на одного человека. Выбор был обусловлен страстью мадам Випиана к гонкам и лошадям.
В 1967 году Celine запускает свою первую линейку одежды для занятий спортом. Кроме своих магазинов, бренд теперь представлен и в главных мультибрендовых бутиках Парижа, среди которых Saint Germain. В скором времени мир увидел и дебютную коллекцию класса pret-a-porter для женщин. Качество, элегантность и стиль сделали одежду от Celine предметом гордости его обладательниц. Мадам Випиана всегда ставила интеллект сверх сексуальности, тем самым снискав славу феминистки, которой на самом деле не была.
В начале 70-х марка выходит на международный уровень: бутики открыли по всему миру — в частности, в Японии, Италии и Швейцарии. Спрос на товары Celine рос в геометрической прогрессии, и уже в начале 80-х компания не справлялась с объемами заказов. Тогда же было принято решение продать контрольный пакет акций компании «Финанс Агаше» и расширить производственные мощности.
Следующее десятилетие стало для Celine золотым временем. Их продукция разлеталась как горячие пирожки, сеть бутиков росла, а традиции высочайшего качества товаров держались на постоянном уровне. В 1996 году руководство компании объявило об объединении с конгломератом LVMH Group, и это способствовало еще большему расширению бренда.
Instagram: @emiliapetrarca
В том же году Celine запускает парфюмерную линейку, и первый же выпущенный аромат Magic стал бестселлером с потрясающим успехом у клиентов.
Селин Випиана занимала должность креативного директора и отвечала за выпуск коллекций вплоть до своей смерти. Она ушла из жизни в возрасте 84 лет в 1997-м. Пост главного дизайнера женской линии почти сразу занял молодой американский дизайнер Майкл Корс. Его предназначение станет вполне маркетинговым ходом и надеждой Бернарда Арно, руководителя LVMH Group, на повторение успеха Тома Форда для Gucci и YSL. Ведь американский дизайнер во главе французского дома моды — это было смело, скандально и коммерчески успешно.
Instagram: @muglerize
Корс привнес в Celine фирменный спортивный стиль с акцентами на люкс и гламур. Он смело сочетал нежный кашемир с позолоченными фактурами и впервые за историю существования бренда вывел на подиум моделей в облегающих платьях. Именно благодаря Корсу за несколько лет бренд выйдет на лидирующее место по продаже аксессуаров в мире.
В 1999-м его назначат креативным директором бренда, однако на этой должности он продержится довольно недолго, и уже в 2004 году, когда хайп вокруг него утихнет, Корс покинет Celine, чтобы сосредоточиться на собственной марке.
Следующим, кому доверили руль бренда, стал бывший дизайнер Burberry Роберто Меникетти, однако его работа оказалась недостаточно интересной, и уже через год он ушел из компании. На должности его сменила хорватский дизайнер Ивана Омазик, ранее сотрудничавшая с Prada, Jil Sander и Miu Miu. Работу Омазик для Celine достаточно сдержанно оценивали как директора LVMH Group, так и клиенты бренда. За четыре года ее деятельности марка не завоевала новых горизонтов и начала терять лояльных клиентов, которые ценили Celine за непринужденную роскошь и неброский гламур.
Настоящее возрождение бренда началось только с приходом Фиби Фило. Именно она стала спасательным кругом для Celine, выведя Модный дом из замкнутого круга неудач на грани банкротства. Новый стиль, предложенный Фило, стал переосмыслением наследия Випиано: минималистичный, роскошный в деталях и абсолютно уместный в гардеробе как взрослой женщины, так и молодой девушки.
Instagram: @oldcelinemarket
В своей первой коллекции сезона «весна-лето-2010» Фило представила одежду, по которой женщины понимали, как именно и зачем ее носить: четкие линии и аккуратный пошив, лаконичные силуэты и приближенные к телу формы в нейтральных цветах.
«Я подумала, что смогу возродить бренд. Сделать его сильным и мощным в духе современного минимализма», — сказала о своем дебюте Фило.
Instagram: @oldcelinemarket
На протяжении всех 10 лет работы для Celine основу коллекций Фиби составляло воплощение новых идей (например, меховые сандалии), острые и феминистские тренды (носить удобные свитера и свободные платья с обувью на низком ходу), социальные месседжи (коллекция весна-лето 2017 показывала доминирование «интеллектуальной» стороны женственности над сексуальной) и нешаблонные музы (как-то 79-летняя Джоан Дидион, ставшая лицом компейна весна-лето 2015 года).
Особо следует отметить роль, которую Фило сыграла в расширении аксессуарной линейки бренда. Созданные ею сумки и украшения остаются актуальными и поныне, а архивные изделия стали предметом коллекционирования настоящих ценителей.
Instagram: @oldcelinemarket
В 2018-м Фиби объявила, что после 10 лет исступленной работы уходит из компании и отправляется в творческий отпуск. Что стало предпосылкой такого решения, до сих пор точно неизвестно. Заменить Фило на должности пригласили бывшего креативного директора Saint Laurent Эдди Слимана. Дизайнер сразу заявил, что не будет следовать стилю Фило и планирует развивать собственный.
Долго ждать метаморфоз публике не пришлось: Слиман еще до выхода коллекции сменил логотип бренда, убрав из надписи аксант егю (черточка над буквой é, что указывает на правильное произношение буквы) и стер все публикации, где упоминались коллекции Фило, в социальных сетях.
Instagram: @celine
Дебютную коллекцию Слимана «весна–лето–2019» встретили холодно, критично, а некоторые даже сравнивали дизайнера с Трампом из-за его плоского представления о женщинах.
Опасения фанатов стиля Фило оказались оправданными. Celine, ассоциировавшаяся с роскошным минимализмом и интеллектуальной сексуальностью, превратилась в провокационный Saint Laurent с мини-юбками и прозрачными блузами, смоделированными так, чтобы демонстрировать обнаженную грудь женщин.
Коллекция Слимана содержала ультрамини, топы и платья в пайетках, ранее не появлявшиеся в творчестве Фиби мужские вещи, глубокие вырезы, прозрачные материалы и откровенно подчеркнутые силуэты тела.
После дебютного показа Эди количество запросов с пометкой «Phoebe Philo» на eBay выросло на 225%, а количество запросов покупателей на old Celine увеличилось на 700% по сравнению с 2018 годом.
Instagram: @celine
По анонимным данным, полученным от сотрудников магазинов в разных странах, продажи новых коллекций от Слимана были гораздо хуже предыдущих, а покупатели все чаще интересовались, где можно найти привычные вещи от Фило.
Действительно ли дебютная коллекция Эди Слимана оказалась коммерчески провальной, или просто ознаменовала новую веху в истории бренда и помогла переориентироваться на другую аудиторию?
На посту креативного директора Слиман остается уже 4 года, а его смелые эксперименты и заигрывание с остромодными трендами на радость публике дают свои плоды. Молодежная аудитория покупателей растет.
Instagram: @celine
При этом большинство поклонников old Celine и лояльных к марке клиентов уже смирились с тем, что любимая ими марка уже не вернется в прежнее русло. И даже коллекция из архивных моделей бренда 80-х и 90-х годов, презентованная дизайнером осенью 2020-го, не помогла их удержать.
Однако Слиман продолжил отстаивать свое творчество, заручившись поддержкой LVMH.
«В компании даже не предполагали, что Эдди Слиман продолжит концепцию Фиби Фило. Это было очевидно. Некоторых журналистов удивило отсутствие преемственности дизайнеров. Наши с Эдди Слиманом взгляды совпадают, мы стремимся к одной цели», — отметил глава и генеральный директор конгломерата LVMH Сидни Толедано.