Очень часто появление газетного принта на модной стратосфере связывают с именем Эльзы Скиапарелли. Однако это не совсем так. Впервые в The Press Dress (так нарекли то шелковое платье, которое смастерили из 14 первых страниц газет с новостями) на публике появилась Матильда Баттер, жена австралийского политика и бизнесмена. Случилось это в 1866 году на балу мэра и, вполне ожидаемо, привлекло внимание всевозможных медиа.
«The Press Dress» Матильды Баттерс 1866 года
А уже более 60 лет спустя этой идеей воспользовалась итальянская кутюрье. Эльза Скиапарелли взяла вырезки из газет, где речь шла о ней, и превратила их в блузы и аксессуары с принтами. Вдохновением для дизайнера стала ее поездка в Данию. Там Эльза обратила внимание на женщин-рыбаков, носивших шляпы, сделанные из газет.
Эльза Скиапарелли, 1935 год
В 1946 году газетным принтом наделал шума французский дизайнер Луи Реар, известный революционер в мире купальников. Он сшил бикини из 200 кв.см из «красноречивой» ткани. По словам самого Реара, выбор принта не был случайным: дизайнер был уверен, что его творение всколыхнет весь мир, поэтому таким образом хотел «подмигнуть» журналистам. После того, как в этом крошечном купальнике танцовщица из Casino de Paris Мишелин Бернардини сфотографировалась у бассейна Молитор в Париже (единственная, кто согласился позировать перед камерами в таком откровенном образе), слава свалилась и на дизайнера, и на Мишелин, и на купальник, которому суждено было стать культовым.
Мишелин Бернардини в бикини от Луи Реара, 1946 год
Твигги в платье Commes Des Garçons, 1960-е
После 1960-х, когда не без участия Твигги газетный принт находился на пике популярности, процитировать этот винтажный мотив через несколько десятилетий решил Джон Гальяно в коллекции Dior SS 2000. По его словам, он вдохновлялся спавшими на газетах парижанами и баллами 20-х, когда вельможи ради веселья одевались, как нищие. Публика и медиа разнесли коллекцию в пух и прах из-за «насмешливой эксплуатации образа бездомных». «Трудно представить клиентов, которые раскошеливаются на 25 тысяч долларов, чтобы выглядеть бомжами», — писали тогда разъяренные критики. Под бутиком Dior собралась толпа людей, одетых в мусорные пакеты. Креативному директору модного дома пришлось публично извиниться и переосмыслить газетный принт в своей следующей коллекции Derelicte.
Christain Dior SS 2000
Уже в платье из этой прет-а-порте коллекции FW 2000/2001 спешила на встречу с соперницей Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс и город». Образ стал одним из самых знаковых за всю историю сериала, поэтому Керри примерила его второй раз десять лет спустя в полнометражном фильме «Секс и город-2», когда она шла на свидание с мужем.
Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс и город»
После этого газетный принт привлекал внимание таких модных брендов, как Balenciaga, Versace, Calvin Klein, Helmut Lang и многих других.
Balenciaga SS 2018
Versace SS 2019
В 2019 году Diane von Furstenberg решили повторить то, к чему когда-то прибегла Эльза Скиапарелли: они превратили в принт газетные вырезки, в которых писалось об успехе платья на запах и ключевых моментах карьеры дизайнера.
Diane Von Furstenberg FW 2019
Не подиумами и кинофильмами единственными… Сегодня газетный принт активно интегрируют в свои ежедневные гардеробы такие знаменитости, как Эмили Ратаковски, Роузи Хантингтон-Уайтли, Кендалл Дженнер, Ким Кардашьян и Кайя Гербер, выбирая не только платья, но и купальники, куртки и даже сапоги и шляпы.
Какие смыслы вкладывают в газетный принт модные дизайнеры? Платья и рубашки с красноречивыми строчками могут служить своеобразным манифестом или месседжем, который модный дом стремится донести миру. Хотя в самом начале, скорее всего, это было шагом чего-то возвышенного к более реальному. Так или иначе, газетный принт, как и леопардовый или polka dot, за несколько десятилетий стал классикой, которую мы с удовольствием цитируем из сезона в сезон, каждый раз в новом прочтении.