Victory over the Sun — первая персональная выставка Никиты Кадана в США, в нью-йоркской галерее François Ghebaly. Художник работает с темами памяти и истории искусства, раскрывая эпизоды, которые до сих пор были обезображены, забыты или намеренно стерты с официального нарратива. Новая выставка продолжает эту концептуальную линию художника.
Название экспозиции является референсом в одноименную футуристическую оперу 1913 года, премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге. По сюжету оперы главные герои хотят уничтожить разум, распоряжаясь временем и захватывая солнце. Кадан задается вопросом: какую же сегодня победу можно одержать для Украины? Какое «солнце» захватить?
«Это было нагромождение сильнейших форм авангарда того времени, как российского, так и украинского. Сценограф Казимир Малевич и либретист Алексей Крученых были присвоены Россией и сделаны этой империей частью своей официальной истории, но они родились в Украине. Малевич родом из Киева, а Крученых — из Херсона», — отмечает художник, вспоминая оригинальное произведение.
Многие работы на этой выставке наполнены тем, что художник называет «эсхатологическим оптимизмом».
«Они об ужасных вещах. В то же время я пытаюсь извлечь из этой катастрофы источник энергии», — говорит автор.
В рамках экспозиции американская публика может поближе познакомиться с несколькими сериями работ украинского художника. Среди них — «Прыжок тигра». Это реконструкция копий, сделанных восставшими рабочими машиностроительного завода в Горловке на Донбассе во время вооруженного восстания 1905 года. Копья были сделаны в цехах из рабочих инструментов для сопротивления казакам и полиции. Свое название эта работа получила от концепции Вальтера Бенджамина — идеи о том, что любая подлинная революция является не только скачком в будущее, но и «прыжком тигра в прошлое».
Следующая работа — «Выставка» состоит из обломков расплавленного стекла, взятых художником из окон сгоревшей школы в Станице Луганской, которая сейчас оккупирована Россией. Фото школы проецируется на стене галереи рядом с отпечатками архитектурных иллюстраций 1980-х годов в рамке.
Неоновая работа «Частное солнце» является частью серии, которую художник начал в 2013 году, и ссылается на типичную советскую «солнечную» оконную решетку. Этот решетчатый дизайн широко распространен в постсоциалистической городской среде современной Украины. В этой работе тотальный советский идеологический нарратив с его образом «общей» надежды замещается множеством личных намерений, иногда объединяемых, но в нестабильных образованиях.
В центральной комнате галереи представлены рисунки углем, которые художник создал в начале полномасштабного вторжения России. На одном из наработок черный полиэтиленовый пакет является «символом обесценивания человеческих жизней во время войны» — тела буквально кладут в мусорные мешки. На другом рисунке солнце всходит не на небе, а из чернозема.
Untitled изображает подземный переход под киевской станцией метро «Оболонь», превращенный в бомбоубежище.
«Это олицетворение исторической тьмы, которая наступает после Победы над Солнцем. Но эта тьма тоже "светится". Это символ уже упомянутого эсхатологического оптимизма. Это то, что помогает выжить», — объясняет автор.
Выставка Никиты Кадана во François Ghebaly продлится до 30 ноября. Фоторепортаж можно посмотреть по ссылке.