Традиции фольклора и сюрреализм: феномен украинского поэтического кино

Триумф и трагедия

Украинское кино всегда было уникальным и самобытным и соединяло в себе традиции и новаторство. В середине 60-х годов открылась особенная страница в истории искусства и культуры нашей страны: украинское поэтическое кино — уникальный феномен, который на экране синтезирует традиции национального фольклора, мифологию древних славян, сюрреализм, экспрессионизм и символизм.

Украинский кинематограф 1960-1970-х годов связывают с именами Сергея Параджанова, Юрия Ильенка, Леонида Осыки, Ивана Мыколайчука, Гната Юры и Богдана Ступки. Кинематографисты обращались к вечным вопросам жизни и смерти, любви и ненависти, верности и предательства.

Предшественник украинского поэтического кино

«Земля» Довженко

Кадр из к/ф «Земля»

Путь и условия для деятелей кино 1960-х подготовил Александр Довженко. Именно его ленты «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930) подняли украинский кинематограф на мировой уровень — последняя в 1958 году вошла в 12 самых лучших фильмов всех времен и народов.

Манифест украинского поэтического кино

Сергей Параджанов

Сергей Параджанов

Началом феномена считают историю гуцульских Ромео и Джульетты — фильм Сергея Параджанова «Тени забытых предков», снятый по одноименной повести Михаила Коцюбинского.

«Самое страшное — упустить прекрасное!» — утверждал Сергей Параджанов.

Ему удалось не упустить и показать всему миру поэтическую мифологию украинцев, наполненную магическими ритуалами, первобытными эмоциями, дохристианскими обычаями и обрядами. «Тени забытых предков» вошли в Книгу рекордов Гиннесса, получив 39 международных наград и 28 призов на кинофестивалях в 21 стране, а Гарвардский университет добавил ленту в список обязательных для просмотра теми студентами, которые претендуют на высшую степень киноведения.

«Тени забытых предков»

Кадр из к/ф «Тени забытых предков»

Таким успехом фильм обязан не только талантливому режиссеру, но и оператору Юрию Ильенко, актеру Ивану Миколайчуку и композитору Мирославу Скорику.

Творчество Юрия Ильенко

«Белая птица с черной отметкой»

Кадр из к/ф «Белая птица с черной отметиной»

Талантливый оператор Юрий Ильенко в 1960-х начинает работать как режиссер и создает всемирно известные ленты «Родник для жаждущих» и «Белая птица с черной отметиной», которые отличаются метафоричностью киноповествования. Над последней вместе с Ильенко работали еще два классика украинского кино — актеры Иван Мыколайчук и Богдан Ступка.

Лицо и душа украинского поэтического кино

«Тени забытых предков»

Кадры из к/ф «Тени забытых предков»

Именно так критики называют актера Ивана Миколайчука и добавляют, что он — аристократ духа. За свою творческую карьеру он сыграл 34 роли, написал 9 сценариев и создал две режиссерские работы.

«Я не знаю более национального народного гения. До него это был Довженко», — говорил Сергей Параджанов об Иване Мыколайчуке.

Все свои таланты и мастерство Иван вложил в фильм «Вавилон ХХ», выступив и режиссером, и сценаристом, и актером, и автором музыкального оформления. Лента спровоцировала настоящий взрыв в мире украинского кино. 

«Вавилон ХХ»

Кадр из к/ф «Вавилон ХХ»

Метафорическая речь, аллегоричность и темы, которые поднимали представители украинского поэтического кино, вызывали многочисленные дискуссии. Кинематографистов обвиняли в натурализме, национализме, идейных извращениях и неопытности. Многие фильмы были запрещены на территории СССР или отложены на полку до конца 1980-х годов.

Напомним, что показ фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре «Украина» стал первым публичным протестом против замалчивания волны политических репрессиий среди интеллигенции в постсталинский период.

Текст: Алиса Ермоленко


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы