Группы неоклассиков официально не существовало, программ и уставов они не выпускали, однако их влияние на украинскую культуру ХХ века было грандиозным, а след, который они оставили в украинской литературе модернизма, — значительным. В противоположность соцреализму, считавшемуся единственным приемлемым вариантом писательской деятельности, неоклассики утверждали в своей поэзии вечное и непреходящее, духовные и художественные ценности, освященные авторитетом античности и классических эпох новоевропейской культуры. Это было противостояние советской действительности и поддержка интеллектуальности в украинской литературе. Как писатели начинали свою творческую деятельность и какая судьба их постигла, читайте в нашем материале.
Максим Рыльский, Николай Зеров и Павел Филипович
Киевских неоклассиков — Максима Рыльского, Павла Филиповича, Михаила Драй-Хмару, Освальда Бургардта (Юрия Клена) и Николая Зерова — традиционно называют «пятерной гроздью». Такую метафору впервые употребил Михаил Драй-Хмара в сонете «Лебеди» в 1928 году.
«О, ґроно п’ятірне нездоланих співців!
Крізь бурю й сніг гримить твій переможний спів,
що розбиває лід одчаю і зневіри.
Дерзайте, лебеді: з неволі, з небуття
веде вас у світи ясне сузір’я Ліри,
де пінить океан кипучого життя».
Михайло Драй-Хмара. «Лебеді»
Однако неоклассицистический круг формировался раньше, еще в 1918 году — тогда литераторы начали объединяться вокруг журнала «Книжник», главным редактором которого был Николай Зеров.
Этот этап длился недолго, потому что потом неоклассики развернули активную деятельность в Барышевке. Освальд Бургардт и Николай Зеров начали преподавать в школе, а к ним время от времени приезжал Павел Филипович.
«Это как раз в Барышевке утвердилась традиция "гутенберг". В ситуации тотального дефицита бумаги, упадка издательств авторы красивым, сформированным еще в классических гимназиях почерком переписывали стихи в собственноручно изготовленные тетради и дарили рукописные шедевры друг другу», — рассказывает Вера Агеева в материале «Киевские неоклассики: как в Барышевке творили проевропейскую культуру».
Освальд Бургардт
В 1923 году троица писателей окончательно переехала в Киев, а к ним присоединились Михаил Драй-Хмара и Максим Рыльский. Неоклассики держались в стороне от политики, однако активно участвовали в культурной жизни общества: читали оригинальные и переводные поэзии, проводили лекции и обучали молодежь. Например, Максим Рыльский переводил Адама Мицкевича, а Николай Зеров — Вергилия и Овидия. Поэты чаще всего писали пейзажную и интимную лирику, однако и их затронуло идеологическое давление.
«Кінець! Мечем дамокловим нависла
Сувора резолюція ЦК.
Дарма що він, у піджаку старому,
Пив скромний чай, приходячи додому,
І жив працьовником з юнацьких літ, —
Он муза аж здригнулась, як почула,
Що ті переклади з Гомера і Катулла
Відродять капіталістичний світ».
Павло Филипович. «Епітафія неокласикові»
Неоклассики участвовали в литературной дискуссии 1925-1928 годов — они поддержали Миколу Хвылевого, когда писатель активно выступал за ориентацию на европейское искусство. Свою позицию отдельно высказал и Николай Зеров в сборнике «К источникам». По его мнению, украинская литература должна была усваивать опыт всемирного писательства, преодолевать провинциальность отечественного писательства и быть требовательной к искусству.
Михаил Драй-Хмара
«Пятерная гроздь» прекратила свое существование после начала советских репрессий. В 1931 году Максим Рыльский был арестован на 5 месяцев, позже Освальд Бургардт уехал в Германию на лечение и не вернулся. В 1935 году были арестованы Николай Зеров, Павел Филипович и Михаил Драй-Хмара — их обвинили в шпионаже в пользу иностранного государства, попытке совершить террористические покушения на представителей партии и принадлежности к тайной контрреволюционной организации.
Николая Зерова расстреляли в 1937 году.
Павел Филипович умер в том же году на Соловках.
Михаил Драй-Хмара скончался в концлагере на Колыме в 1939 году.
Максим Рыльский
Украинский литературовед Дмитрий Наливайко писал о киевских неоклассиках так:
«Они были поэтами культуры — не в понимании ее воспевателей или апологетов, а в том, что культура является источником, почвой и материалом их творчества, что их творчество принадлежит к этой специфической сфере, которая, являясь произведением человеческого духа, размещается "над природой". Это тот тип искусства и художников, которые ни в коем случае не устраивали советских идеологов и критиков, и те последовательно подвергали их остракизму».
Хотя основная группа неоклассиков распалась, неоклассицизм не исчез. Другие писатели продолжали развивать стилевое направление в течение следующих десятилетий.