Казимир Малевич: малоизвестные факты об известном художнике

От съемочной группы байопика «Малевич» эксклюзивно для ELLE.UA

Идея фильма о жизни и творчестве выдающегося художника возникла у продюсера Анны Паленчук и режиссера Дарьи Онищенко. Съемки должны были завершиться в марте 2022 года, но были перенесены из-за полномасштабного вторжения России. Летом 2022 года режиссер и продюсеры ленты (Анна Паленчук, Дарья Онищенко, Мария Каэль) приняли решение завершить производство. Сейчас кинокартина «Малевич» находится на этапе постпродакшена, а творческая группа поделились интересными (и, будем откровенны, малознакомыми) фактами из жизни художника в день его рождения 23 февраля.

Виталий Ажнов
Актер театра и кино, исполнитель роли Казимира Малевича в фильме «Малевич»

Казимир Малевич

«Он космический, у него своя целая вселенная. Казимир — незаурядный харизмат и юморист. Его внутренний стержень и энергетика буквально притягивают к его личности».

Есть только фото Малевича, поэтому трудно сказать, какой была его мимика. Ажнов отмечает заметный широкий взгляд Малевича. Это говорит о том, что он смотрел на мир широко и открыто.

Казимир Малевич

В своих мемуарах Малевич называл себя Богом. Он хотел изменить ход истории мирового искусства. И как любой художник, думаю, стремился к признанию и свободе.

«Малевич хотел создать нечто совершенно новое. Считаю, что ему все удалось, иначе мы бы сейчас о нем не говорили. Малевич однозначно великая фигура не только для Украины, но и для всего мира».

Татьяна Филевская
Креативный директор Украинского института, арт-менеджер, куратор, исследовательница творчества Казимира Малевича, креативный продюсер фильма «Малевич»

Казимир Малевич

Малевич был убежден в собственном миссионерстве, и это убеждение провело его сквозь очень трудные времена. Он был интересным оратором и говорил живо, шутил, мог спеть. Его ученики восхищались им и немного боялись. Он доминировал над ними, поэтому они не чувствовали себя самостоятельными.

«Он был необычным человеком», — заключает Татьяна.

Малевич больше всего мечтал открыть новое в искусстве. И он это сделал. Стремился построить новую систему и приобщался к появлению сети музеев современного искусства в Советском Союзе, выстраивал новые подходы в художественном образовании, в том числе и в Киевском художественном институте. Филевская замечает, что эти нововведения были свернуты в 1930-е годы в институте, где воцарился метод соцреализма, живущий там до сих пор, а о Малевиче фактически забыли.

Казимир Малевич

Супрематизм оказал определяющее влияние на все последующее искусство. Невозможно быть сейчас художником и не испытать влияния Малевича. Можно увидеть связь многих направлений с Малевичем — минимализм, концептуализм, беспредметное искусство. Но самое большое влияние супрематизм оказал на архитектуру и дизайн. Конечно, мы говорим о знаковой роли «Черного квадрата» в истории искусства.

«Это одна из важнейших работ в истории визуальной культуры», — отмечает Татьяна.

Художник мечтал побывать в Париже и открыть там выставку. К сожалению, ему не удалось побывать в этом городе, а вот выставки его произведений неоднократно проходили в столице Франции после его смерти.

Казимир Малевич вырос и сформировался как личность в украинском селе. Его отец работал на сахарных заводах, и семья переезжала из одного села в другое. В автобиографических воспоминаниях Малевич описывал, как украинская сельская культура его вдохновляла и притягивала. Ему нравилось все, что делали крестьяне. Это практически его цитата. В частности, его привлекало народное искусство, а украинских крестьянок (ибо именно женщины занимались искусством) он называл своими первыми учителями. Но не стоит искать в его работах следы влияния народного искусства. Оно скорее сформировало его цветовосприятие, соотношение форм, а также ощущение пространства. Хотя два крестьянских цикла — очень весомые в его наследии — можно также интерпретировать как посвящение украинским крестьянам, потому что в России он жил преимущественно в больших городах, так что с российской сельской культурой не был хорошо знаком.

Казимир Малевич

Малевич при жизни был признан и известен далеко за пределами Российской империи и Советского Союза. Он сформировал вокруг себя школу, представители которой распространяли его идеи в Европе и США. Его работы путешествовали на выставки в крупнейшие культурные столицы и получали хорошие отзывы критиков и зрителей. Несмотря на то что Малевича выпустили за границу лишь однажды — в 1927 году, и даже это короткое путешествие было прервано кремлевским руководством, — он познакомился лично с польским и немецким культурными обществами, которые принимали его с большой свитой в Варшаве, Берлине, в Баухаусе в Дессау. В Советском Союзе после его смерти на долгие десятилетия о Малевиче забыли. Возвращение из небытия произошло уже ближе к распаду СССР, а настоящий пик популярности пришелся на 1990-2000-е, когда во всех музеях мира прошли выставки его произведений. Он до сих пор остается одним из важнейших художников авангарда в мире, который определил дальнейшее движение искусства, архитектуры и дизайна.

Сохранились воспоминания членов семьи художника о том, что Малевич заболел после ареста в сентябре — декабре 1930 года якобы после пыток, однако документальных подтверждений этому нет. Но фактом остается то, что Малевич страдал от преследований, которым подвергался в России в последние 10 лет своей жизни: ему не давали работать, экспонировать, публиковать, преподавать. Если бы не возможность работать в Киевском художественном институте в конце 1920-х, которая была для него глотком надежды (поэтому он даже планировал перебраться в Киев с семьей), его карьера была бы еще короче, а части наследия, в частности теоретических текстов, написанных и опубликованных в Киеве и Харькове, вообще бы не существовало. Нет никаких сомнений, что советский режим погубил его и не дал реализовать все задуманное.

Одним из таких нереализованных замыслов стал супрематичный фильм, над которым Малевич начал работать в середине 1920-х.

«Мы с командой документального фильма "Малевич. Рожденный в Украине" реконструировали его несколько лет назад и наконец реализовали замысел художника на практике», — говорит Татьяна Филевская в надежде, что хотя бы таким образом частично смогли отдать должное Малевичу, который имеет много связей с украинской культурой.

По мнению Филевской, россиянам важно, чтобы у украинской культуры не было ничего значимого, заметного.

«Существование украинской идентичности, культуры — это основание для суверенности Украины и угроза для России. Российская имперская политика опирается на истощение всех ресурсов провинций и их апроприацию прежде всего в сфере культуры. Поэтому вся наша история — это уничтожение, ограбление, похищение Россией нашего культурного наследия. Это касается и Малевича, который имеет очень большое значение в культуре ХХ-ХХІ вв. Признать его связь с украинской культурой — значит возразить Путину в том, что Украину придумал Ленин в 1922 году, а пойти на это российская культура не в состоянии, потому что полностью зависима и служит интересам авторитарного режима», — комментирует Татьяна.

Дарья Онищенко
Украинско-немецкий режиссер («Истальгия», «Забытые»), член Украинской киноакадемии. Режиссер и сосценарист фильма «Малевич»

Казимир Малевич

Малевич жил и работал в то время, когда люди уже поднялись в небо и фотографы делали первые аэрофотографии. По словам Дарьи, работы Малевича очень напоминают именно аэрофотографию — будто он летал во сне или просто погружался в свои фантазии.

«Мне интересно было бы спросить Казимира, насколько это повлияло на него».

У Казимира Малевича было особое отношение к религии. В некоторых своих текстах он допускает возможность изобретения собственной религии, видя себя «Богом искусства».

«Мне очень импонирует этот тезис восприятия искусства как отдельной религии. Я атеист и искусство для меня это та сила, которая помогает находить главные ориентиры в жизни», — комментирует Дарья Онищенко.

В 1882 году Алле Альфонс, французский художник, нарисовал картину «Битва негров в пещере темной ночью». Это был также черный квадрат. Малевич знал об этой провокационной картине.

«Можно ли поэтому считать, что Малевич украл идею Альфонса?»

Казимир Малевич

«Были ли у Казимира Малевича любовницы? Все знают, что он был отличным семьянином, мужем и отцом, но и жен успел поменять достаточно — был трижды женат. Были ли в его жизни другие женщины? Все может быть. Мы знаем, что он был харизматичным, имел прекрасное чувство юмора и в него можно было влюбиться очень быстро», — говорит режиссер.

На двери кабинета Малевича в НАОМЕ висела табличка: «КАБИНЕТ ЛЕЧЕНИЯ ОТ РЕАЛИЗМА». Однажды он даже посоветовал студенту принять слабительное, чтобы избавиться от него. Малевич всю свою жизнь сражался с классической живописью, а перед смертью внезапно сам к ней вернулся.

На этом он строил и свою педагогическую методику: сначала необходимо отойти от всего привычного, догматического, от классики — и полностью отпустить себя, стать свободным. А потом уже осознанно можно возвращаться к технике и к классическому искусству. Но это уже будет осознанный выбор.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы