Украинцы в Каннах: образы команды фильма «Видение бабочки» на красной дорожке

Эксклюзивно для ELLE.UA

В конце мая в рамках Каннского кинофестиваля состоялась мировая премьера украинского фильма «Видение бабочки». Перед началом показа съемочная группа картины провела акцию на красной дорожке, а на фотоколл пришла в футболках, призванных обратить внимание мирового сообщества на войну в Украине.

Эксклюзивно для ELLE.UA команда фильма «Видение бабочки» рассказала о создании концепции образов, сотрудничестве с FROLOV, ETNODIM, GUZEMA и ощущениях на красной дорожке самого престижного международного кинофестиваля.

София Дорошенко, художница по костюмам

Команда фильма вышла на красную дорожку Каннского кинофестиваля в одежде украинского дизайнера FROLOV, а еще вы использовали ювелирные украшения GUZEMA. Также один из образов режиссера был от ETNODIM. Как создавалась концепция образов съемочной группы картины «Видение бабочки» для выхода на красную дорожку? Что вам важно было донести через эти визуальные образы команды?

Акция протеста на Каннском кинофестивале

Большинство нашей команды — это женщины: продюсер, оператор, художница, второй режиссер, тренер по актерскому мастерству, сорежиссер монтажа. Сначала нам казалась спорной и неуместной подготовка к красной дорожке в условиях войны, когда мы все волонтерим или воюем. Все официальное, пафосное, глянцевое вызывало внутренний протест. Хотелось надеть кроссовки и черный балахон с джинсами. Но в этот момент, наверное, сработали мои и Юлины (второй режиссер) профессиональные навыки по подготовке съемок и костюмов заранее, даже если об этом еще никто не думает, потому что потом за три дня будет сложно собрать то, что хотелось бы. Я больше занималась подготовкой актеров и режиссера и обсуждением мерча для украинской делегации. Красная дорожка — это старая традиция, которую я предложила поддержать как знак уважения к фестивалю и его истории. Также мы сразу всей командой приняли решение провести акцию на красной дорожке перед мировой премьерой. Сочетание французской традиции и нашего желания говорить об Украине стало основой концепции наших образов. Красная дорожка — это всегда дресс-код разного уровня, то есть в кроссовках нас точно не пустили бы, но для меня было важно, чтобы девочки чувствовали себя в заданных условиях комфортно. Хотели выйти в камуфляжной футболке и берцах, но этого бы нам тоже не позволили.

Подготовка красной дорожки проходила параллельно с деоккупацией Киевской и Черниговской областей, когда появились первые фото Бучи, Бородянки и Ирпеня. Искать туфли, вечерние платья вперемешку с берцами, просматривая фото из новостей, — все это ощущалось как абсурд. Даже работая над костюмом, невозможно отделиться от событий в стране, особенно когда вы едете представлять Украину на международном кинофестивале.

Акция протеста на Каннском кинофестивале

Очень много дискуссий было по поводу акции: она должна была стать основным высказыванием на красной дорожке. Мы решили, что больше не хотим быть в роли жертвы, а ставим себя в позицию силы и борьбы. От этого мы и отталкивались, обсуждая другие решения и идеи. Уважать традиции страны, которая называет вас с врагом братьями, и продолжать доносить нашу (украинскую) позицию на ее официальной площадке — это сильно. Я благодарю и восхищаюсь командой за это единство и поддержку друг друга.

Я предложила черный цвет, который объединил бы наше настроение и группу визуально. Выделили только Риту Бурковскую, Любомира Валивоца и Максима Наконечного в качестве основных персон.

В то же время не все чувствовали себя поклонницами черного, мы решили и здесь дать свободу выбора. Когда мы обсуждали костюмы, мы исходили из индивидуальных пожеланий и стилистики каждого представителя команды, чтобы все чувствовали себя уверенно и комфортно. Ира Нирша и Алина Горлова выбрали камуфляжные платья от Полины Веллер. Мой личный протест был выражен с помощью желтой сатиновой сумочки-клатча в форме бумажного кораблика от BEVZA.

Разбор образов команды фильма Видение бабочки

Почему вы выбрали именно FROLOV, ETNODIM, GUZEMA для реализации концепции? И каково ваше впечатление от сотрудничества с ними?

Для меня было важно выбрать именно украинского дизайнера и бренд с активной позицией по поводу событий в Украине. Я сразу написала FROLOV, поскольку давно за ним слежу, люблю и разделяю их идеи. Ответила София из команды FROLOV, и это была радость. Ведь Канны — это Франция, где одежда — часть культуры, и здесь очень важно, в чем появляются звезды: об этом будут говорить и писать не меньше, чем о фильме.

Акция протеста на Каннском кинофестивале

Иван и команда FROLOV очень этичны, профессиональны и дружны в работе. Более того, я удивилась, насколько Frolov может быть разным: они предоставили нам очень много образов под все прописанные события фестиваля, под каждую красную дорожку и официальный выход. Рита выглядела очень органично и в соответствии со своей натурой, Любомир сразу превратился в звезду, Максиму добавили элегантности в его харизматичную хаотичность. Они втроем выглядели одновременно комплексно и индивидуально, я такое очень люблю.

Во время подготовки фильма я также общалась с брендом ETNODIM: по сюжету главные герои — Лиля и Тоха — женятся в их рубашках. Режиссер Макс Наконечный любит этот бренд, поэтому выбрал рубашку ETNODIM для одного из событий Каннского кинофестиваля. Мне нравится, как на Максиме выглядят традиционные элементы одежды в сочетании с дизайнерскими джинсами, техно тату и его харизмой, — это создает контраст и свежее впечатление.

Акция протеста на Каннском кинофестивале

Сотрудничество с GUZEMA — это был очень приятный сюрприз. Я искала украшения для Риты Бурковской: хотелось лаконичной формы с небольшими харизматичными деталями и немного бриллиантов на красную дорожку, только они дают такой свет. Но я даже побоялась писать бренду, чтобы они предоставили нам для выхода бесплатно такие ценные вещи. Впоследствии мне написала Лиза Смит (продюсер), что к ней обратилась Валерия Гузема и хочет предоставить актрисе и команде свои ювелирные изделия для красной дорожки, и она сама привезет их в Канны. Это была очень приятная неожиданность и радость для девочек!

Была еще обувь от Kacharovska для Риты Бурковской. У этого бренда, как и у всех наших партнеров, тоже очень открытое и профессиональное общение, готовность к сотрудничеству в пределах возможностей (их цех сейчас отшивает берцы для военных).

Для меня важно развитие модной индустрии в Украине, как и киноиндустрии. Формирование нравственности и толерантности в этих креативных индустриях. Выбранные нами бренды однозначно работают в этом направлении.

Три слова, которые, по вашему мнению, характеризуют современные украинские бренды?

Смелость. Толерантность. Свобода.

Актеры надели белые и красные брюки от украинского бренда FROLOV, а режиссер и продюсеры — футболки с принтами-призывами, устроив еще одну акцию протеста. Как создавалась концепция образов команды для фотоколла? Почему режиссер надел футболку с Тайрой, а продюсеры — футболки Ukraine Live? Эти истории важны лично для них? То есть как решали, кто что будет надевать?

Акция протеста на Каннском кинофестивале

Высказывание и освещение событий в Украине для команды было основной задачей этой поездки. Канны — это также о фотопрезентации и присутствии в медиа. Мы сразу понимали: где будет фото, там должна быть визуальная картинка протеста. Фото есть фото, это почти документ, который останется в истории. Хотя, конечно, режиссер фильма и главные актеры дали очень много интервью мировым медиа, что было важно для представления Украины. Речь режиссера перед премьерным показом картины тоже была посвящена войне в Украине.

Фотоколл — это второе по важности событие для съемочной группы в рамках визуальной репрезентации на Каннском кинофестивале. Футболки — это мерч нашей команды (были еще открытки) для постоянного неудобного для всех напоминания о событиях в Украине в расслабленных, безразличных Каннах. У каждого на фотоколле есть своя задача. Актеры — это лицо фильма: Рита и Любомир выглядели достойно, элегантно, легко, об их позиции может говорить бренд и дополнять их.

Максим продолжал говорить о том, что для него важно не изменять себе. Фильм «Видение бабочки» — это история об освобождении из российского плена военной аэроразведчицы с позывным «Бабочка». Идея картины возникла еще в 2017-м, и тогда никто — ни мы, ни Макс — не ожидал, что ее премьера будет проходить в то время, когда в Украине будет идти полномасштабная война. Что будут женщины-военнопленные, такие как Тайра, и бомбардировки Киева, как во сне героини Лили. Поэтому говорить о событиях в Украине и военнопленных на международной площадке сейчас очень важно.

Ukraine life/live («Украина вживую») с фотографией Жени Малолетки облетели весь мир и рассказали о военных преступлениях России в Мариуполе. 

Рита Бурковская, исполнительница главной женской роли в фильме «Видение бабочки» (аэрозведчица Лиля)

Рита Бурковская

Расскажите, пожалуйста, в каком образе вы вышли на красную дорожку Каннского кинофестиваля и почему выбрали именно его?

Мы начали подготовку к фестивалю и связались с некоторыми украинскими дизайнерами. Хочу поблагодарить всех дизайнеров за помощь и хорошее отношение. Мы остановились на FROLOV. Его предложение одежды было очень лаконичным и одновременно женственным. Я выбрала для красной дорожки шелковое белое платье из его коллекции, очень интересное и простое. Мне было комфортно, и я действительно почувствовала себя на мировой премьере фильма, на красной дорожке. У нас была не одна красная дорожка, поэтому нам нужно было отобрать несколько образов. Черное платье из винтажного шелка, который дизайнер привез из Лос-Анджелеса, просто покорило меня!

Как вы чувствовали себя на красной дорожке самого престижного международного кинофестиваля?

Красная дорожка Каннского фестиваля — это отдельный опыт. Все как-то очень серьезно и торжественно. Я намеревалась быть открытой к этому опыту, и мне это удалось, потому что рядом была команда, а еще нас в Каннах поддерживала наш международный публицист Барбара (агентство PR Factory). Все прошло легко и даже интересно.

Как вы были одеты во время официального фотоколла команды фильма в день мировой премьеры? Какой была реакция мирового сообщества и медиа?

Для фотоколла наша команда выбрала футболки с фотографией Жени Малолетки, которые он вместе с Мстиславом Черновым сделал в окруженном Мариуполе в марте 2022 года. Мы с Любомиром Валивоцем были одеты в костюмы от Фролова. Хотелось быть современными и такими, какие мы есть в жизни. Мы хотели показать, что мы люди, мало чем отличающиеся от, скажем, французов, но тем не менее у нас идет война и мы боремся за свою независимость. Отдельно хочу отметить, что нам помогала наша художница по костюмам София Дорошенко. Мы вместе принимали решения и вели ожесточенные споры, как нам презентовать нашу любимую Украину.

Любомир Валивоц, актер главной мужской роли фильма «Видение бабочки» (Тоха, муж Лили)

Любомир Валивоц

Расскажите, пожалуйста, в каком образе вы вышли на красную дорожку Каннского кинофестиваля и почему выбрали именно его?

На самом деле образ выбирала наша художница по костюмам София Дорошенко. У бренда FROLOV отличный стиль и цветовая гамма. Мы отобрали 3-4 костюма для разных событий Каннского кинофестиваля. Примеряли образы в разные дни, и не было возможности посмотреть, как мы выглядим в ансамбле с режиссером Максом и главной актрисой Ритой. Но в конце концов было понятно, что смотримся очень круто и стильно. Кстати, многие говорили, что узнали костюмы Фролова. Отзывы были только самые лучшие.

Как вы чувствовали себя на красной дорожке самого престижного международного кинофестиваля?

Немного волновались, но в то же время понимали, что это очень важно — представлять Украину на такой международной площадке.

Как вы были одеты во время официального фотоколла команды фильма в день мировой премьеры? Какой была реакция мирового сообщества и медиа?

Мы были в центре внимания. На фотоколле я был в красном костюме от Фролова и тем самым привлекал к себе внимание. Фотоколл прошел очень хорошо, ощущалась поддержка журналистов и фотографов.

Даша Бассель, продюсер фильма «Видение бабочки»

Даша Бассель

Расскажите, пожалуйста, в каком образе вы вышли на красную дорожку Каннского кинофестиваля и почему выбрали именно его?

Мы долго работали над акцией для красной дорожки. Около месяца мы брейнстормили со всей командой, обсуждали разные идеи. Было много классных наработок, на самом деле мы напридумывали на маленькую биеннале. Но не все идеи можно было воплотить в условиях серьезного протокола Канн. Поэтому мы остановились на очень простом решении: сдержанный наряд темных цветов для группы. Кроме Риты, главной актрисы, которую хотелось выделить. Наш основной месседж мы закладывали в надпись на баннере и изображения перечеркнутых глаз, которыми вся группа перекрыла свои лица. Поэтому, честно говоря, во что мы одеты, отошло на второй план.

Как вы чувствовали себя на красной дорожке самого престижного международного кинофестиваля?

Для меня день премьеры был самым нервным и изнурительным днем в Каннах. Надо было организовать, чтобы все получилось: от мейкапа всей нашей команды (17 женщин) до самой акции. Пригласить всех на премьеру, раздать билеты, всех скоординировать по протоколу Канн. Я очень нервничала, но рядом была продюсер Лиза Смит, и она меня очень поддержала. Например, Лиза отрепетировала всю акцию с командой, «разрулила» колонки, из которых в результате звучали звуки сирен, и нашла людей, которые включали сирены во время нашей акции, а еще Лиза накрасила меня, потому что, пока мы занимались организационными вопросами, все гримеры ушли.

Как вы были одеты во время официального фотоколла команды фильма в день мировой премьеры? Как чувствовали себя?

Мы с Лизой надели футболки с фото оккупированного Мариуполя авторства Евгения Малолетки и надписью Ukraine LIFE/LIVE (эту надпись придумала наша художница по костюмам София Дорошенко), а на обратной стороне футболок была та же надпись, что мы развернули на баннере на красной дорожке: Russian kill Ukrainians. Do you find it offensive к разговору о this genocide? И перечеркнутый глаз sensitive content. Когда мы с Лизой собирались утром на фотоколл, то придумали такой ход: когда одна из нас будет стоять лицом к фотографам, другая повернется спиной, и таким образом мы создадим полноценную картинку из двух изображений и сфокусируем внимание фотографов, а затем и журналистов на нашем месседже.

Акция протеста на Каннском кинофестивале

Какой была реакция мирового сообщества на фестивале и медиа на фотоколл?

Когда мы с Лизой на фотоколле начали поворачиваться в разные стороны и фотографы поняли наш посыл, это вызвало у них большой ажиотаж — мы уже тогда поняли, что наш замысел сработал. Фото очень быстро разошлись в украинских и мировых медиа, было много перепостов, статей. Мы поняли, что все было не зря, потому что мы ехали в Канны именно ради этого — говорить миру о войне в Украине.

Бренд FROLOV, партнер образов команды фильма «Видение бабочки» на Каннском кинофестивале

Почему вы решили поддержать команду фильма «Видение бабочки» в создании образов для Каннского фестиваля?

Мы были счастливы получить предложение для фитинга съемочной группы ленты «Видение бабочки» на официальных событиях Каннского кинофестиваля. FROLOV — это украинский бренд, который имеет устойчивую ассоциацию с кино. Мы были официальными модными партнерами Одесского кинофестиваля и юбилейного 50-го кинофестиваля «Молодость», наши коллекции всегда вдохновлялись мировым и украинским кинематографом. Наша социальная ответственность сейчас имеет несколько направлений, над которыми мы активно работаем. Это пошив амуниции для армии и запуск благотворительных проектов, но не менее важную составляющую играет и наш вклад в то, как мы представляем Украину на международной арене. Для нас очень важно, в чем украинские актеры будут выходить на мировые красные дорожки. Поэтому такое сотрудничество с командой фильма «Видение бабочки» для нас является честью и гордостью.

Команда фильма Видение бабочки

Как вы решили с командой фильма, какие образы нужно создать для красной дорожки Каннского кинофестиваля? Что было важно донести до международной аудитории?

Съемочная группа картины готовила специальный перфоманс для красной дорожки. Но важно помнить, что светские мероприятия такого уровня требуют собственного дресс-кода. И даже если команда планировала делать свой стейтмент, он должен быть громким, а образы — изысканными. Мы хотели представить Украину на уровне абсолютно всех остальных участников кинофестиваля. Поэтому нашей задачей было показать, что та агрессия, которая осуществляется против Украины, осуществляется против цивилизованной страны с очень высоким уровнем моды и культуры, ни в коем случае не проигрывающим и достойно конкурирующим с мировым.

Три слова, которые, по-вашему, характеризуют современное украинское кино?

Молодость. Борьба. Глубинность.

Бренд ETNODIM, партнер образов команды фильма «Видение бабочки» на Каннском кинофестивале

Почему вы решили поддержать команду фильма «Видение бабочки» в создании образов для Каннского фестиваля?

«Видение бабочки» было единственной украинской картиной в конкурсной программе на Каннском кинофестивале (об участии второго украинского фильма — «Памфир» в другой секции объявили позже. — Прим. ред.).

Также мы хотели поддержать режиссера, поскольку знакомы с его творчеством, смотрели дебютную короткометражку Максима Наконечного в «Украинской новой волне» — работу «Невидимая» и знаем его как хорошего режиссера. К сожалению, новый фильм еще не могли посмотреть, но поддерживаем украинских художников. Кроме того, для всех нас важно привлекать внимание к Украине и российской военной агрессии против нашего народа. И это стало еще одной причиной, почему мы решили поддержать команду.

Как вы решили с командой фильма, какие образы нужно создать для красной дорожки Каннского кинофестиваля? Что было важно донести до международной аудитории?

Режиссер Максим Наконечный самостоятельно выбрал вышивку Konopli.

Максим Наконечный

Раньше вместо льна как материал для ткачества часто использовали коноплю. Из нее изготовлялось немало предметов обихода, сырья для бумажного производства, а также для ритуальных обрядов. Поэтому растение изображено на рубашке — как упоминание об этом его забытом качестве.

Три слова, которые, по-вашему, характеризуют современное украинское кино?

Перспективное. Живое, настоящее. Интеллектуальное.

Бренд GUZEMA, партнер образов команды фильма «Видение бабочки» на Каннском кинофестивале

Почему вы решили поддержать команду фильма «Видение бабочки» в создании образов для Каннского фестиваля?

Прежде всего в такое нелегкое для Украины время очень важна поддержка и единение наших людей. Ведь победить в одиночку очень тяжело. Поэтому мы поддерживаем страну на разных фронтах — военном, экономическом, культурном. Сегодня Украина в центре внимания всей планеты, поэтому мы должны показать мировому коммьюнити, кто мы и что умеем. Каннский фестиваль — это событие международного уровня, на котором очень важно заявить о себе как можно лучше. Для нас это чрезвычайная ответственность. Мы понимали, что все взгляды на фестивале будут прикованы к украинской команде, поэтому приложили максимум усилий, чтобы наши представители выглядели достойно.

Акция протеста на Каннском кинофестивале

Как вы решили с командой фильма, какие образы нужно создать для красной дорожки Каннского кинофестиваля? Что было важно донести до международной аудитории?

Съемочная группа направила нам свои образы для фестиваля, которые создали наши коллеги — украинские дизайнеры. Поэтому мы подбирали украшения под готовые наряды. Мы понимали, что нужны изделия, которые будут отличаться оригинальным дизайном, демонстрировать мастерство украинских ювелиров и в то же время очень лаконичные.

Три слова, которые, по-вашему, характеризуют современное украинское кино?

Смелость. Честность. Украинский талант.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы