Что означает счастье для ребенка? Как сделать его счастливым? Прилагаем ли мы, взрослые, надлежащие усилия, чтобы ребенок чувствовал себя таким? Разбиралась СЕО сети КМDШ ВСЕЛЕННАЯ Лина Жигинас.
73% американских родителей считают счастье важнейшей целью в воспитании детей и оценке результатов обучения. В Канаде этот показатель составляет 78%, а во Франции вообще 86%. В Украине же родители довольно часто бессознательно взаимозаменяют свое представление о счастливом детстве с тем, в чем нуждается ребенок на самом деле.
Исследование трех международных университетов, проведенное в 2019 году, выявило прямую зависимость удовлетворенностью жизнью во взрослом возрасте от эмоционального благополучия в детские годы. Недавно эти вопросы были подняты на первой дискуссионной панели с участием всех директоров школ и детсадов сети КМDШ Вселенная. Во время беседы педагогов я наметила четыре важных тезиса, которые, на мой взгляд, должны учитывать все взрослые.
Простое и понятное — слушать ребенка
Для счастья ребенку очень важно быть услышанным. И не только родителями, когда он пытается поделиться своими переживаниями или достижениями, но и учителями. Только модель партнерских отношений между педагогом и учеником дает результаты в обучении.
«Заходишь на урок, называешь тему. И вдруг кто-то из детей говорит: "А вы знаете, как мы сегодня классно утром с мамой покатались на самокатах?" И мы вступаем в диалог. Да, эти пять минут будут не об учебе. А о том, что ребенку важно именно в эту секунду. Он радуется, что его поддержали, что с ним общаются на равных. И дальше он будет только открываться. А на следующий урок сделает вдвое больше», — уверена Наталья Наливкина, директор садика и начальной школы Sense Парковые озера.
Гиперожидание подавляет детей
Надежда отца, что сын сегодня забьет гол. Надежда мамы, что он сдаст экзамен на отлично. Надежда дедушки, что внук станет моряком, как он. Все эти собственные ярлыки, которые мы навешиваем на детей, делают их раздражительными. Они испытывают дискомфорт и показывают свое недовольство. Задача педагогов — это заметить и помочь родителям понять, что они чрезмерно давят на ребенка.
Счастье — это когда тебе дают быть собой
Больше всего я ценю в педагогах нашей сети то, что они стараются сохранить индивидуальность каждого ребенка. Постсоветская модель образования, к сожалению, не дает раскрыть потенциала отдельной личности. Именно поэтому мы внедряем современные гибкие образовательные методики, не связывающие руки ни учителям, ни детям.
«Наше общество очень стигматизировано, с большим количеством табу. Стандартизированные системы образования — это точно не о ребенке и не об ощущениях. Для меня образовательное пространство счастья — когда тебя принимают таким, каким ты являешься, и не меряют общим мерилом», — считает Михаил Алехин, директор КМDШ Осокорки.
Детство нельзя отложить
Наши учителя проходят с детьми этапы их становления и взросления. С сентября прошлого года, когда наша сеть смогла вернуться к офлайн-обучению, педагоги были обеспокоены не только тем, как наверстать материалы, но и формированием безопасной среды, что было бы залогом счастливого детства.
«Мы не ставили сверхзадач. Мы хотели вернуть детей к их нормальной жизни. Детство нельзя отложить. Мы находимся рядом с детьми на тех этапах, которые никогда не повторятся», — убеждена Наталья Бортник, директор школы КМDШ Голосеево.
Сейчас все мы прошли путь от страха и неопределенности к адаптации и принятию реалий. Мы уже знаем, чего ждать и как реагировать на вызовы. Поэтому способны унять собственные эмоции и перенаправить фокус на наших детей. Ощутить их и услышать. И самое главное — помочь выйти на ту тропу, о которой мечтают именно они.