«Собственный бренд — это тот случай, когда время руководит тобой, а не ты временем», — говорит основательница украинского бренда женской одежды DAFF Мария Бондаренко. И это действительно так. Рост и развитие, несмотря на внешние обстоятельства, — это главная миссия бренда, с которой команда и сегодня, во время полномасштабной войны в Украине, справляется на отлично.
Одежда, которая выходит под лейблом DAFF, — это о лаконичности, удобстве, аутентичности и стиле, ведь именно такой, по мнению бренда, должна быть мода на каждый день. Их вещи, вдохновленные актуальностью и потребностью сегодняшнего времени, выручат вас в любой ситуации и в любое время года. DAFF предлагает качественную базу на все времена, акцентируя внимание при разработках всех коллекций на сочетании простых и понятных линий, комфортных и высококачественных материалов. «Одежда — это не просто вещи, это целый отдельный мир, это труд и прежде всего люди, которые все для вас создают вручную».
Так что, если вы сейчас в поисках качественной базы и интеллектуальной моды Made in Ukraine, вам стоит обратить внимание на DAFF. А чтобы узнать больше о создании бренда в Украине, о бизнесе, профессиональных вызовах, сложностях, производстве и о том, как собрать базовый гардероб не на один сезон, читайте эксклюзивное интервью шеф-редактора сайта ELLE.UA Екатерины Поповой с основательницей бренда Марией.
Статистика
Сколько коллекций с момента основания вы выпустили?
21 коллекцию за четыре года.
Какая ваша самая любимая вещь бренда?
Наши жакеты.
Сколько съемок за это время вы провели?
25 съемок.
Сколько часов в среднем вы работаете каждый день?
Иногда для качественной коммуникации с клиентами нужно находиться в рабочем состоянии круглосуточно. Но в среднем до 10 часов в день.
Сколько человек работает над брендом DAFF?
В команду DAFF входят 16 сотрудников, задействованных в различных процессах создания новых коллекций, однако ежедневно в бренде задействовано до 7 человек.
Самая популярная вещь вашего бренда?
Пальто.
О бизнесе
Легко ли начать свой fashion-бизнес в Украине?
Начать сам бизнес достаточно просто, поскольку украинское законодательство построено таким образом, что нивелирует лишние трудности при создании нового бизнеса. Но самое сложное — это создать действительно качественный и красивый продукт, который хочется покупать не только ради необходимости что-то надеть, а для того, чтобы получить эмоции и эксклюзивную историю.
Чем вы занимались до запуска DAFF?
Долгое время я занималась фото- и видеосъемкой. Также пыталась реализовать себя как кондитер — даже открыла собственную домашнюю пекарню, где готовила торты, макароны и пирожные, мечтая встретиться с Пьером Эрме за чашкой кофе в Париже. Но многие годы основную часть моей жизни занимали мои маленькие дети, внимание к которым всегда было моим приоритетом.
Какой профессиональный вызов стоит перед вами сегодня, по вашему мнению?
В последнее время украинская fashion-индустрия активно развивается и выходит на мировой рынок. Это усиливает и внутреннюю конкуренцию, поскольку регулярно появляются новые бренды и дизайнеры со свежими и креативными идеями. Однако активное развитие, к сожалению, не всегда позволяет сохранить качество и душу бренда.
Бренд DAFF является лишь частью нашего семейного бизнеса, что позволяет мне развивать его не как классический коммерческий проект, а как локальный бренд с душой и ориентированностью на каждого клиента, большинство из которых являются постоянными. Именно поэтому кроме основных предметов каждой нашей коллекции мы создаем определенное количество вещей в лимитированной версии и наделяем их особой историей. Мой главный вызов состоит в сохранении души бренда и его идентичности.
Конечно, в планах есть и открытие собственного шоурума с уютной атмосферой и местом, где можно встретиться за чашкой кофе.
Если бы вы могли вернуться к началу карьеры, вы бы что-то изменили?
За время существования DAFF я неоднократно убеждалась в том, что самое главное в работе бренда — это люди, окружающие тебя или причастные к созданию каждой коллекции на разных этапах. За последние шесть лет, работая в этой сфере, мы приобрели невероятный опыт и сформировали команду, которая стала не только частью бренда, но и частью нашей большой семьи. Однако регулярно получаю и откровенно негативный опыт в работе с новыми подрядчиками, что часто портит настроение и в целом оказывает разрушительное влияние на работу. Да и вообще fashion-индустрия — это не то место, где стоит рассчитывать на искреннюю поддержку и доверие среди других представителей этой сферы. Почему-то так складывается, что каждый пытается быть сам за себя.
Если бы я вернулась к началу карьеры, то точно сказала бы себе, что нужно тратить меньше сил и эмоций на некоторые коммуникации, конфронтации и направлять свою энергию в действительно важное и значимое, ведь всем нравиться точно не удастся. Но это, конечно, только лирическое отступление, ведь любой опыт имеет невероятную ценность, и не стоит искать пути для возвращения в прошлое.
Какие три привычки помогают вам дольше оставаться в ресурсе?
Конечно, как и у каждого человека, у меня есть множество привычек, которые помогают справляться с проблемами, искать мотивацию или вдохновение, а также получать силы на активную деятельность. Но если говорить о трех основных, то это здоровый сон, уютные вечера с семьей и прогулки по любимому Киеву. Безусловно, война внесла свои коррективы даже в самые базовые привычки, отчего они стали еще более важными и мотивирующими.
Как вы управляете своим временем? Расскажите о своем тайм-менеджменте.
Собственный бренд — это тот случай, когда время руководит тобой, а не ты временем. Думаю, с этим согласится большинство коллег по цеху. Всегда возникают незапланированные дела, форс-мажоры или неотложные проблемы, которые невозможно предугадать или запланировать. Тем более для меня всегда остается приоритетом индивидуальный подход к каждому клиенту. С одной стороны, это не позволяет стремительно и стабильно масштабироваться, но с другой — помогает сохранить главную идею бренда, его душу и качество в создании новых коллекций.
На самом деле мне еще развивать и развивать навык тайм-менеджмента, так как я могу работать ночью, в выходные, в машине на обеде и так далее, а это, безусловно, не очень хорошо как для самочувствия, так и для эффективности работы.
Главное правило для меня — не принимать решений на сон грядущий, а дать себе время на подумать и утром вернуться к решению вопросов.
Что позволяет вам избегать выгорания?
Углубление в историю, архитектура и красота вокруг, психоанализ, любовь, поддержка семьи и довольные клиенты.
О собственном бренде DAFF
Расскажите, как вы решили создать собственный бренд? С какими трудностями вы столкнулись?
На самом деле я очень люблю красивую и стильную одежду. Я не шопоголик, но ценю качественные бренды известных мировых дизайнеров. В какой-то момент я поняла, что меня интересует не просто готовый элемент гардероба, а весь процесс его создания начиная от подбора ткани, нитей, фурнитуры, лекала и дизайнерского видения. Впоследствии попыталась сшить первое платье по собственному дизайну и получила первый успех и первых клиентов.
Относительно трудностей, у меня не было ни профильного образования, ни особых знаний или связей в данной сфере. На самом деле, было лишь страстное желание творить и собственное видение того, как это может работать. Имея минимальный бюджет и еще более минимальный опыт, я отправилась на склад тканей, который находится в Киеве на улице Малевича. Там я купила первые метры ткани и фурнитуру.
Уже позже я открыла для себя европейские фабрики, большие объемы тканей, промышленные масштабы производства и другие нюансы профессиональной деятельности. Хотя и сейчас тоже с удовольствием приезжаю на Малевича и регулярно нахожу там качественную ткань и разные элементы декора для создания новых коллекций.
Какие миссия и цели бренда? А также в чем его уникальность?
Нам нравится одевать людей, создавать для них образы, которые подчеркивают необходимые черты и придают уверенности. Тем более, я чувствую невероятную гордость за то, что мы одеваем людей именно в украинский бренд. Всегда приятно приобретать новых клиентов из других стран, которые покупают украинское и популяризируют украинское в мире. Пожалуй, в этом и состоит одна из основных целей бренда — создавать классный, качественный, честный украинский продукт.
А вот что касается уникальности, то, по моему мнению, ее создают наши клиенты, которые делают нашу одежду частью своей жизни, переживают в ней искренние эмоции, одевают на особые мероприятия и наполняют собственной историей. В каждой коллекции мы отталкиваемся от идеи создания базовых вещей в гардеробе наших клиентов, которые они дополняют дополнительными элементами по своему усмотрению. Таким образом, мы предлагаем лишь основу для образа, а не его завершенный вид.
Почему вы сделали ставку на базовую одежду?
Это был мой личный выбор, который со временем продемонстрировал эффективность. Создавая бренд и не имея соответствующего опыта, я оттолкнулась от собственных ощущений и видения. Уже сейчас я понимаю, что базовая одежда пользуется значительным спросом у клиентов, а конкуренция среди подобных брендов довольно небольшая.
Тем более я люблю практичность и рациональность. Создавая бренд базовой одежды, я понимала, что эти вещи можно будет надеть и через несколько лет, не волнуясь о том, что они потеряют свою актуальность или стиль. И к тому же это своеобразный вклад в сохранение природы.
Что посмотреть на мудборде коллекции DAFF?
Прежде всего это история, поскольку в каждой нашей коллекции мы стараемся использовать элементы из нашего богатого и неповторимого исторического наследия. Это природа во всех ее проявлениях: живописные пейзажи, безграничные океаны, запах дождя или шум осеннего леса. То, что нас наполняет, и то, что нас окружает.
Где бы вы хотели продаваться?
Сейчас мы находимся в процессе реализации трех основных направлений для продажи вещей нашего бренда: удобное онлайн-пространство с быстрой логистикой, собственное уютное офлайн-пространство в Киеве и еще одно офлайн-пространство в Европе. Пока сложно говорить о сроках реализации, поскольку эта идея появилась сравнительно недавно. Но могу сказать, что наша команда активно работает над всеми тремя направлениями, поскольку концепция заключается в комплексном решении.
Расскажите о работе бренда сегодня — как война повлияла на производство и продажи?
Одной из важнейших составляющих деятельности бренда являются люди. Именно они постоянно остаются определяющей составляющей в финальном видении каждой коллекции. Трагический год в истории нашей страны оказал непосредственное влияние на каждого украинца, кто остался здесь или временно выехал за пределы Украины. В марте прошлого года мы, как и многие наши коллеги, стояли перед выбором: закрывать бренд или брать себя в руки и возвращаться к работе. Честно говоря, было сложно как физически, так и морально. Но уже в апреле даже те члены нашей команды, кто выехал в другие города или страны, вернулись обратно в Киев и приступили к работе.
Первая же коллекция в новых реалиях продемонстрировала безумный спрос на одежду украинского производства. Клиенты из Украины и многих стран мира стали для нашей команды главными мотиваторами и подтвердили правильность решения.
Как происходит процесс поиска новых тканей и материалов?
В подборе и поиске тканей и фурнитуры для меня принципиально важен фактор тактильного и визуального контакта. Никогда не покупаю онлайн или по фотографиям. В наших реалиях это довольно проблематично, поскольку война внесла серьезные коррективы и в логистику, а соответственно, украинский рынок тканей значительно сократился и вырос в цене. Однако и сейчас можно найти много качественных тканей, пряжи и фурнитуры.
DAFF — это сравнительно небольшой бренд, поэтому речь не идет о промышленных объемах рулонов или фурнитуры, но даже в таких масштабах приходится потратить немного времени, чтобы найти действительно качественные материалы.
Чем особенна новая коллекция бренда PART I: SONTSE?
В нашу коллекцию PART I: SONTSE мы впервые добавили несколько новых категорий. Прежде всего это ювелирная латунь — пуговицы в виде солнца, созданные по индивидуальному дизайну. Также мы впервые создали изделия из кожи, среди которых ремень с латунной пряжкой и обувь. Обе ниши показали хороший результат, поэтому в будущем планируем их расширение.
Также мы решили поэкспериментировать с изготовлением свечей и представили сразу три аромата. В будущем рассматриваем возможность создания отдельной ниши в бренде, хотя пока это только идея.
О моде
Главная покупка сезона (она же — выгодная инвестиция в гардероб)?
Особенное и нарядное льняное платье с этномотивами может стать хорошим дополнением к вашему гардеробу в сезоне весна-лето — 2023.
Какие 5 трендов сезона весна-лето — 2023 вы можете выделить?
Не люблю давать советы относительно трендов, поскольку их мимолетность противоречит как общей философии бренда DAFF, так и моему личному видению. Конечно, я стараюсь следить за актуальными трендами, но стараюсь не делать импульсивных покупок, предпочитая классику и качество.
Лично для себя на ближайший сезон могу выделить свободный деним, капюшоны и головные уборы, цветочные мотивы в коллекциях мировых брендов, гранж, а также максимальную легкость и удобство, даже если это крой bubble.
На чем никогда нельзя экономить?
На качественной фурнитуре и отдельных деталях, только на первый взгляд кажущихся незаметными.
Если же говорить о покупке одежды, то каждый элемент гардероба прежде всего требует качества. Поэтому лучше сэкономить на импульсивных покупках и потратить сэкономленные средства на качественную и стильную базовую одежду, которая прослужит вам не один сезон.
С чего, по вашему мнению, следует начинать собирать базовый гардероб?
В формировании базового гардероба прежде всего нужно отталкиваться от собственных ощущений и комфорта. Мой собственный вариант — это свободные рубашки белого и черного цветов, две пары джинсов из качественного денима, структурированный оверсайз-жакет и удобные кеды или балетки. Конечно, этот набор можно дополнить юбками, свободными футболками и другими элементами.
Кем в индустрии моды вы вдохновляетесь и почему?
Если говорить о международной индустрии моды, то мне импонирует все, что делают сегодня Раф Симонс и Миучча Прада в Prada. Это о зрелости и сдержанности и в то же время дерзости и сексуальности в их творениях и коллекциях. Эти контрасты волнуют и вызывают восхищение, а еще — желание скорее надеть ту невероятно нарядную юбку с довольно базовым свитером.
Не могу не выделить Люка и Люси Майеров, работающих над особым минимализмом в Jil Sander — бренде, который из года в год остается образцом для многих любителей моды. Отдельно хочу отметить их съемки и проекты, которые они создают для бренда.
Очень люблю видение и стиль Фиби Файло для Celine. Жду ее собственный бренд, который она должна показать миру уже осенью этого года.
Среди украинских дизайнеров на протяжении многих лет слежу за творчеством Инны Грицик и ее брендом INLYLAND. Мне импонирует ее глубина, интеллектуальность и непревзойденное качество и стиль, который она вкладывает в создание новых коллекций.