Лицо и душа поэтического кино — именно так критики называли Ивана Миколайчука, а Сергей Параджанов утверждал, что не знал «более национального народного гения». В творческом наследии художника 34 роли, 9 сценариев, 2 режиссерских труда и один композиторский — и каждая из работ становилась сенсацией и ошеломляла публику. Среди них — лучшие образцы украинского поэтического кино, биографический фильм о Тарасе Шевченко и картины по произведениям выдающихся украинских писателей.
В сотрудничестве с другими гениями своего времени Иван Миколайчук создавал киноленты, которые не теряют своей актуальности до сих пор.
Сегодня, 15 июня, в честь 82-ой годовщины со дня рождения Ивана Миколайчука мы предлагаем вам вспомнить 5 выдающихся его работ, ведь убеждены: украинцы должны знать и ценить свое культурное наследие.
«Тени забытых предков», 1964 год
Мощный старт карьере Ивана Миколайчука (тогда — студента второго курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого) дал фильм, который Гарвардский университет впоследствии добавил в список обязательных для просмотра тем, кто претендует на высшую степень в киноведении.
«Юный, ужасно взволнованный, он светился удивительным светом. Такая чистота, такая страстность, такая эмоциональность выплескивались из него, что мы были ошеломлены, забыли обо всем, даже о том, что уже утвержден другой актер», — вспоминает знакомство с Иваном режиссер Сергей Параджанов.
«Каменный крест», 1968 год
Пятое место в списке 100 лучших фильмов в истории украинского кино уже обязывает нас просмотреть этот фильм. Собственно, кинолента была создана по мотивам новелл «Каменный крест» и «Вор» Василия Стефаника. Однако интересен в ней и «звездный» состав съемочной группы: режиссер Леонид Осыка, сценарист Иван Драч, актер Иван Миколайчук и композитор Владимир Губа.
«Белая птица с черной отметиной», 1970 год
Знаковый фильм украинского поэтического кино, сценарий которого был создан в соавторстве Юрием Ильенко и Иваном Миколайчуком. В центре сюжета — трагедия семьи Дзвонарей, которая жила на охваченной войной Буковине. Кровавое время разделило братьев Петра и Ореста и они оказались по разные стороны баррикад: первый в рядах Красной Армии, второй — в УПА-ОУН(б).
«Вавилон XX», 1979 год
Еще одно свидетельство гениальности Ивана Миколайчука — фильм «Вавилон XX», где он выступил и режиссером, и сценаристом, и актером, и автором музыкального оформления. Кинолента полна символов и является зеркалом украинского народа, как в годы коллективизации, когда жил главный герой, 70-е, когда жил Иван Миколайчук, так и в 2020-е, когда живем мы с вами.
«Такая поздняя, такая теплая осень», 1981 год
В начале 80-х годов на Киевской киностудии имени Александра Довженко происходила настоящая магия — Иван Миколайчук работал над лентой «Такая поздняя, такая теплая осень». Он был и режиссером, и сценаристом, и актером одновременно.
«Им не нравилось все: любовь к своей земле, то, что героиня приезжает из Канады, влюбляется и остается в Украине. Они пугались философии в фильме. Они понимали, что Иван — гений, и знали, какое он имеет влияние на зрителей, потому боялись его. Но Миколайчук всегда делал то, что хотел и чувствовал. Поэтому все его роли в фильмах искренни и талантливы», — вспоминает работу над кинокартиной актриса Галина Сулима для ELLE.UA.