20 БРИТАНСКИХ ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ТОЧНО НЕ...

15 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ С БРОВЯМИ...

КАК ДОБИТЬСЯ ИДЕАЛЬНО РОВНОГО ОТТЕНКА КОЖИ

10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫХ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В МАЛЕНЬКОЙ...

ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО: СОВЕТ ПО УХОДУ ЗА КОЖЕЙ...

Каким должен быть голос, чтобы вас услышали

99% людей в мире говорят не своими голосами. Может, именно поэтому нас не всегда внимательно слушают? Лена Лисун выясняла, каким должен быть голос, чтобы окружающие ловили каждое ваше слово.

Лена Лисун

1 ноября 2016

Фото: Анна Гончарова, Getty Images, Sabine Liewald

Один из поклонников Алана Рикмана, которого коллеги называли не иначе как Voice, то есть «Голос», однажды написал: «Если бы бархат умел говорить, он бы говорил голосом Рикмана». «Что за голос! Что за женщина! Спустя долгие годы жители Бад-Голлена сравнивали это с тем, как если бы с колокольни сбросили рояль на склад хрустальных люстр», — так Алессандро Барикко охарактеризовал героиню своего романа «Море-океан». В повседневной жизни мы редко придаем значение качеству собственного голоса — не думая о том, что он может вызывать у окружающих раздражение, восторг, доверие и даже чувство влюбленности. Очевидно, поэтому мы редко пользуемся всеми его возможностями. Между тем нашуспех в работе и отношениях напрямую связан с тем, как мы говорим.

В детстве мы часто записывали на кассетную пленку всякие глупости, песни и стихи, после чего прослушивали эту какофонию — наши голоса звучали нелепо и странно. Наступало разочарование: почему мой голос оказалсятаким противным? Взрослые отвечали, что собственный голос не нравится ни одному человеку. Отчего так происходит, они не знали, но сам факт немного утешал. Как оказалось, взрослые ошибались. Люди, которым нравится собственный голос — и в записи, и в жизни, — существуют. Правда, с любовью к звучанию своего голоса никто не рождается. Это результат изучения голосовых механизмов и работы над ними.

Действительно, почему мы не жалеем денег на одежду, маникюр, косметику, абонемент в спортзал, но никому не приходит в голову, что голос для формирования имиджа важен не меньше белоснежной улыбки и дорогих туфель? Он способен продемонстрировать тщательно скрываемые комплексы и неуверенность в себе, даже если отрепетированная походка и спокойный взгляд сделали свое дело.

Карьера напрямую зависит от звучания голоса: чем он выше и звонче, тем ниже будет должность обладателя.

Но вот вы открываете рот — и весь образ рассыпается. Бывает и наоборот: внешне совершенно заурядный человек вдруг привлекает всеобщее внимание лишь тем, что эффектно говорит. И дело не всегда в умении расположить к себе людей или в обладании особо ценной информацией. Важную роль играет именно ваш голос. Только вам об этом еще никто никогда не говорил. Голос — мощное средство воздействия на окружающих. Многие пациентки Фрейда влюблялись в него, всего лишь слушая врача во время сеансов психотерапии — без визуального контакта.

Американские психологи Дэвид Файнберг и Сюзан Хагис выяснили, что звучание голоса напрямую влияет на привлекательность человека. Для этого они провели эксперимент, разделив участников на две группы. Миловидная девушка по очереди общалась с каждым из них. Разница была лишь в том, что к первой группе она обращалась низким бархатным голосом, а ко второй — монотонным, сиплым и гнусавым. По завершении обе группы выставили ей оценки за привлекательность. Все участники первой группы оценили девушку на 10 баллов, второй — всего лишь на 2. Объясняется это тем, что низкий голос принадлежит, как правило, людям с повышенным содержанием мужских гормонов в крови, что подразумевает более яркие темперамент и сексуальность.

Британский специалист по психологии коммуникации Джон Адаир утверждает, что карьера напрямую зависит от звучания голоса: чем он выше и звонче, тем ниже будет должность обладателя. Такое положение вещей объясняется примерно следующим: во-первых, высоко звучащий голос ассоциируется, с юностью и в то же время — с неопытностью, а во-вторых, писклявые, тонкие звуки вызывают у собеседника тревожные ощущения. Это отбивает желание общаться с их источником и уменьшает степень доверия к его словам.

Окружающие всегда обращали внимание на «детскость» моего голоса, диссонирующую с внешностью, и какую-то совершенно неподконтрольную мне самой громкость. Я редко замечаю, что говорю громче всех, смеюсь громче всех, даже шепотом умудряюсь кричать.

Cлова передают только 7% информации о человеке, в то время как тон, ритм, высота, интонация его речи — около 38%.

Звучание голоса определяется такими факторами, как особенности дыхания, уровень гормонов, строение голосовых связок, психологический настрой. Именно поэтому голос может предоставить достаточно точную информацию о внутреннем состоянии, чувствах и желаниях говорящего. Жан Абитболь, французский врачотоларинголог, фониатр, первопроходец в области хирургии голоса утверждает, что слова передают только 7% информации о человеке, в то время как тон, ритм, высота, интонация его речи — около 38%.

Кроме того, голос считается своеобразным природным музыкальным инструментом, который можно настроить и получить желаемое звучание. Это проще и лояльнее метода, набирающего популярность в Китае: множество людей соглашаются на операцию, чтобы сделать свои голоса более мужественными или женственными. Их даже не пугают риски, связанные с такой процедурой, — от пневмонии до полной потери голоса. Например, чтобы понизить голос, китайские хирурги вырезают часть хряща гортани и вводят в голосовые связки ботокс: он их укорачивает, тем самым способствуя «углублению» голоса. 

99% людей в мире говорят не своими голосами! Эту новость сообщил мне Тимур Бережной (timurberezhnoy.com), основатель «Школы развития голоса», чемпион Украины по ораторскому искусству, первый человек в СНГ, получивший международное звание «Заслуженный оратор». Тимур уверен, что возродить свой настоящий голос может такой же процент людей, если нет серьезных патологий голосового аппарата. Зачем? Привлечь к себе внимание окружающих, «прокачать» карьеру и стать гораздо увереннее в собственных силах.

Профессиональные свахи на Востоке считают, что голос — это больше половины любви. Так ли это, я решила узнать у Тимура лично. Первым делом он сообщил, что за 50% успеха при создании впечатления отвечает внешность, за вторую половину — голос. Причем то, как мы говорим, гораздо важнее (44%) того, что мы говорим, и всего лишь 6% успеха в общении зависят от содержания.

В большинстве своем люди говорят завышенными голосами — их природный голос более низкий.

Как понять, нужно ли вам заниматься развитием своего голоса, или он и так звучит неплохо? Тимур привел мне несколько показателей, по которым можно оценить собственные голосовые способности. Среди них — чувство, что вы говорите нечетко, не ощущаете в голосе убедительности и уверенности. Или вам кажется, что он звучит монотонно. А еще — если в напряженных ситуациях голос не слушается, срывается и звучит как чужой; если вас часто переспрашивают и просят говорить погромче; если голос быстро устает, а вы чувствуете дискомфорт в горле во время и после разговора. Если хотя бы один-два этих показателя к вам применимы, занятия по совершенствованию голоса будут нелишними.

Интересно, что в большинстве своем люди говорят завышенными голосами — их природный голос более низкий. Но иногда к Тимуру приходят люди с низким, тихим голосом. Это обычно связано с недостатком энергии. Тимур рассматривает голос не отдельно от тела, а как психологический элемент нашего образа мыслей, воспитания, культурного развития и отношения к людям. «Эмоциональная составля ющая — самое главное», — уверен мой собеседник. Зажимы, которые являются первопричиной изменений, возникают из-за эмоциональных блоков. Так происходит, например, когда родители запрещают ребенку шуметь.

Именно поэтому Тимур призывает по возможности давать малышам кричать и баловаться. Нельзя ограничивать потребности ребенка, прививая опаску к окружающему миру, а баловство можно направлять в нормальное русло. «Ни в коем случае нельзя говорить детям: «Закрой рот!» Это антимантра», — говорит Тимур. Причем он утверждает, что до трех лет у всех нас абсолютно природный, не искаженный голос. У разных людей голос теряется в разной степени. Если у ребенка слишком авторитарные родители, с большой вероятностью во взрослом возрасте у него будет очень тихий, мямлящий голос. По наблюдениям Тимура, у жителей сел чаще сохраняется их естественный голос. В крупных городах — наоборот, большое количество людей на маленькой площади подразумевает, что ребенок с раннего возраста будет подстраиваться под окружающих и начнет зажимать голос.

Опросив знакомых, я выяснила: многие считают голос природным органом, и заниматься его изменением все равно что вставлять в грудь импланты. Когда я спросила об этом Тимура, он признался, что именно благодаря восстановлению своего настоящего голоса он смог стать профессиональным вокалистом и актером, хотя многие специалисты признавали его безнадежным.

Мой детский, чересчур громкий голос, который я практически не могу контролировать, Тимур объяснил навязчивым желанием постоянно находиться в центре внимания. Мы занимались несколько часов, и я послушно повторяла за Тимуром смешные, но интересные упражнения.

Сначала я изображала, как жужжит пчела, но требовалось не произносить букву «ж», а просто гудеть с закрытым ртом. Зубы я держала разомкнутыми, нужно было полностью расслабить горло — от глотки до ямочки между ключицами, а еще мысленно направлять звук как бы внутрь себя. Это упражнение, направленное на развитие бархатного, низкого тембра и на управление голосом, нельзя выполнять на сильном выдохе — нужно как бы пить звук. Тимур подчеркнул, что очень важна энергетика и актерское мастерство: делать все необходимо с энтузиазмом. Поэтому я жестом показывала полет пчелы, глядя на нее с восхищением.

Для женщин модный голос низкий, но в то же время звонкий, ни в коем случае не хриплый. Для мужчин — низкий баритон, в идеале с небольшой хрипотцой

Звук голоса мне нужно было сделать более грубым и низким, чем в обычной жизни. Когда я смогла правильно выполнить обычную «пчелку», Тимур усложнил задачу: теперь я старалась модулировать звук выше-ниже, но при этом не переходить на фальцет. Во время выполнения важно контролировать, чтобы голос оставался грудным независимо от высоты звука. Для этого достаточно приложить ладонь к груди и буквально чувствовать вибрацию.

Для упражнения на улучшение дикции следовало зажать двумя пальцами верхнюю и нижнюю губу посередине, но так, чтобы уголки рта могли двигаться. После этого я, пытаясь не рассмеяться, читала Стендаля (текст допускается любой) — все звуки должны быть максимально четкими, но чтобы не было слышно, что рот у меня полузакрыт. Одновременно нужно стремиться хорошо прочитать и расслабить горло — тогда голос будет грудным. Затем я отпустила губы и читала текст более громко, хорошо открывая рот и четко произнося слова.

Мой голос действительно стал бархатным, резкость и писклявость почти исчезли

Третий уровень в игре «Мой идеальный голос» оказался самым сложным: я пыталась читать текст с разными эмоциями и в разных образах: разочарованно, радостно, заговорщицки, ревниво, с кавказским акцентом и даже как д’Артаньян. Это было странно, утомительно и очень смешно.

Напоследок я выполнила упражнение для увеличения силы голоса. Тимур попросил вспомнить очень радостный момент из детства. Когда ощущение пришло, нужно было закричать «ой!» очень громко, высоко и весело. При этом звук должен быть не писклявым, а грудным. Кричать требовалось в определенном ритме, издавая примерно два «ой!» в секунду. О том, как это выглядит со стороны и как звучит мой голос, Тимур попросил не задумываться. Главное — сильная эмоция, состояние настоящей эйфории. Выполнять его нужно полминуты. Можно сделать несколько подходов на разной высоте звука. После трех я чувствовала себя уставшей, но счастливой. А главное — мой голос действительно стал бархатным, резкость и писклявость почти исчезли. Его новое звучание понравилось не только мне, но и мужу, который сказал, что мой голос стал сексуальнее, хотя ему очень нравилась и его «детскость». Теперья хочу научиться говорить своим прежним голосом, но более бархатным и глубоким. Для желаемого результата такие небольшие тренировки должны войти в ежедневную привычку.

Прощаясь с Тимуром, я поинтересовалась, какие голоса сейчас в моде. «Для женщин — низкий, но в то же время звонкий, ни в коем случае не хриплый. Для мужчин — низкий баритон, в идеале с небольшой хрипотцой».

Хотя, я думаю, независимо от моды, каждому важно обрести свой истинный голос. Если мы хотим быть услышанными, нужно озвучивать свои желания. И то, как мы это делаем, имеет значение.

Врачи запретили Адель петь и говорить

15 вещей, которые не стоит делать с бровями

10 необычных белых рубашек, которые стоит купить прямо сейчас

Загрузка...