Тактильный контакт: как определить в себе кинестетика?

Просматривая картинки в пинтересте и инстаграме, вы ощущаете усталость, а не вдохновение? Возможно, это просто не ваш способ восприятия информации. Как живется кинестетикам, которые познают мир через действие и прикосновение, выясняла Лена Сатарова

За примером ярко выраженного кинестетика далеко ходить не пришлось: вот он, лежит под боком, сладко посапывает, хотя клятвенно обещал хоть раз в жизни досмотреть со мной фильм до конца. Такой реакции на картинки, как у моего парня, я не встречала ни разу в жизни. «Там все такое яркое, мелькает, и я не различаю главных героев, поэтому мне не интересно следить за сюжетом», — без доли шутки отвечает Андрей на справедливый вопрос: как можно за всю жизнь не посмотрет ни одного сериала? Бедному кинестетику в мире визуалов приходилось непросто: Андрей с детства заучивал имена главных героев из культовых фильмов, чтобы поддержать серьезную пацанскую беседу в духе «Бэтмен против Супермена». А ведь ни одной из этих картин он на самом деле не видел. Зачем же ему каждый раз соглашаться на новый киносеанс? «Мне просто приятно обнять тебя и полежать рядом», — эгоистичный ответ типичного кинестетика. Эгоистичный — потому что именно так, через прикосновения, человек с доминирующим кинестетическим типом восприятия получает новую информацию, удовольствие и расслабление.

ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВИЯ

Разделение на типы по каналам восприятия можно встретить сразу в двух психологических концепциях: в нейролингвистическом программировании и в теории стилей обучения. В НЛП считается, что все люди делятся на четыре типа: визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный (логический). Принадлежность к одному из них зависит от того, какое ощущение наиболее развито в человеке. Через этот один, преобладающий канал человек проще всего воспринимает информацию, обрабатывает ее и выносит суждения. Согласно системе НЛП, кинестетики ориентируются не на зрение и слух, а на собственные ощущения. Их каналы информации — осязание, вкус, запах, реакции в мышцах и так называемые мета-ощущения в теле, которые сообщают человеку об эмоции, кото- рую он прямо сейчас испытывает
(например, головокружение и тошнота перед экзаменом). Способ, благодаря которому кинестетик познает мир и получает максимальное удовольствие, — это действие.

«Просто посмотреть» ничего ему не даст: все надо попробовать, понюхать, пощупать, пережить на собственном опыте, даже если опыт этот оборачивается шишками и синяками. Слова, которые кинестетик часто использует в речи: чувствовать, касаться, взять себя в руки, трогать, делать. Кинестетики испытывают удовольствие, находясь в непосредственном контакте с окружающим миром. Это они — те самые зануды, которым позарез нужно откусить чизкейк перед тем, как дать его сфотографировать.

Похожую классификацию дает распространенная теория стилей обучения — VAK-модель (visual, audial, kinesthetic). Согласно ей, у каждого человека есть природная склонность к одному из типов обучения — направленному на визуальную, аудиальную или кинестетическую систему. Ключевое слово для визуала — посмотри на это, для аудиала — послушай/скажи это, для кинестетика — сделай это. Опираясь на «свой» канал, ученик быстрее воспринимает новую информацию, больше интересуется предметом, активнее взаимодействует с группой и преподавателем.

Важная сноска: людей, способных только к одному стилю обучения, не существует. Более того, с течением жизни человек учится в равной степени обрабатывать информацию из разных каналов. Но в стрессовых ситуациях психика всегда выбирает короткий путь — и кинестетик первым бросится в бой, пока визуал будет наблюдать, а аудиал обсуждать.

ГОРДОЕ МЕНЬШИНСТВО

В современном аудиовизуальном мире, где большинство сфер — от шопинга до образования — переместились в Сеть, кинестетик рискует потерять или даже так и не познакомиться с частью своей силы. Поскольку у каждого человека работают все каналы восприятия (хоть и в разном процентном соотношении), кинестетик с детства может переключиться на аудиовизуальный режим и даже не подозревать об этом. Но чтобы включить потенциал на полную, придется вернуться к корням. Самый эффективный способ обучения для кинестетика — игра. Если в дошкольном возрасте еще перепадают хоть какие-нибудь плюшки — игры с кубиками, вырезание снежинок, лепка из пластилина, то школьное образование вконец выбивает почву из-под ног кинестетика.

Не знаю, как у вас, но мои школьные учителя в гиперактивности ребят на галерке видели повод влепить двойку за поведение, но никак не возможности для раскрытия способностей. По данным европейской образовательной программы Erasmus+, около 65% учащихся — визуалы, 30% — аудиалы и только 5% — кинестетики. Неудивительно, что нуждами последних часто жертвуют в пользу большинства. Но помимо доминирующего канала у каждого из нас есть вторичный, подкрепляющий. Здесь уже тактильные ощущения и моторика занимают лидирующие позиции.

Короче говоря, развивать нужно все. Но если визуальный и аудиальный канал благодаря массовой культуре развиваются без всяких дополнительных усилий, то о кинестетике в себе нужно позаботиться отдельно.

РУКОВОДСТВО ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ВНУТРЕННЕГО КИНЕСТЕТИКА

• УЧИТЬСЯ. Как много вы можете вспомнить школьных уроков, которые побуждали вас не просто выучить необходимый минимум для получения хорошей оценки, но перелопатить все доступные источники по теме, неделю не отставать от родителей с расспросами и прожужжать все уши одноклассникам? Я — только один. В шестом классе наша учительница по истории решила отойти от традиционной программы и устроить сдачу модуля по Древней Греции в форме многоуровневой игры. Одной из задач было поставить спектакль по легенде, которую мы должны выбрать сами. Так вот, чтобы выбрать легенду для постановки, мы с подружкой прочитали всего Куна — от корки до корки. Не ожидая пинков или пряников, просто так. Хотя вполне могли выбрать первый попавшийся миф, и оценка от этого не изменилась бы. Это было совсем не обязательно, но мы придумали одноклассникам костюмы (предварительно изучив материалы на тему «Мода Древней Греции», которых и близко не было в учебнике). Выучили все даты, чтобы опередить всех в викторине. А во время самой игры впервые почувствовали сплоченность и энтузиазм в нашем обычно индифферентном ко всему классе. Не знаю, сознательно или нет, но учительница тогда впервые выбрала форму обучения, больше всего направленную на кинестетиков, — игру. Часто у этого типа возникают проблемы с заучиванием теории, если она не подкреплена собственным опытом. Хотя это вовсе не значит, что кинестетики — разболтанные непоседы, которые не могут сконцентрироваться. Когда они активно включены в процесс, пробуют и подкрепляют слова учителя конкретными действиями, то способны запоминать мгновенно.

• НАЙТИ СЕБЯ. Распространенное заблуждение, связанное с разделением по типам восприятия, гласит: визуалы будут успешны только как художники, аудиалы — как музыканты, а кинестетики — как массажисты и повара. Полная чушь! Это никак не предопределяет успех в той или иной профессии. Соль в другом — в зависимости от типа восприятия отличается метод, с помощью которого человеку легче всего войти в рабочий поток и получить от дела максимальное удовольствие. К примеру, художнику-кинестетику важно не только видеть картину, но и быть в краске по уши. Поэтому традиционной живописи он скорее предпочтет работу с огромными холстами, где удобно писать не просто кистями, а валиками, метлами или даже собственным телом. По той же причине кинестетики любят работать с гравюрой — видом графики, для которой требуется целый ворох инструментов. Например, дляофорта нужны металлическая пластина, штихели, которыми процарапывается рисунок, специальные лаки и кислоты. «Получается, я будто вижу свою будущую работу сначала руками, а только потом глазами», — объясняет Ира, художник-график и кинестетик, которая уже шесть лет создает и продает принты в технике офорта. Точно так же музыканту-кинестетику мало только слышать — важно чувствовать, из чего сделан инструмент, как он оживает под пальцами. Ключ к успеху для кинестетиков в любой деятельности — начинать с движения и тактильных ощущений, а не с наброска или обсужденияплана будущего проекта. В критических ситуациях всегда выбирайте действие и только затем плавно переходите в режимы планирования и контроля. Ваша выигрышная тактика — скорее отсекать лишнее и по ходу подстраиваться к новым условиям, чем пытаться сразу все просчитать и писать начисто. Как говорят художники после первого поставленного мазка: холст испорчен, теперь можно начинать писать.
• ВЫБРАТЬ СТИЛЬ. Традиционная униформа кинеститика, которого не слишком волнуют визуальные спецэффекты, — вещи свободного кроя из натуральных тканей, часто припыленных оттенков. Кстати, образы формата recycled fashion отлично вписываются в стиль такого человека. Сколько ни объясняй девушке-кинестетику, что неопрен не доставляет коже неприятных ощущений, она врядли соблазнится. Тактильные гедонисты ни за что не поведутся на внешнюю атрибутику и фотогеничность наряда, если он хоть немного трет, раздражает кожу
или врезается в нее. Так что пока в мире остается хотя бы небольшой процент чистых кинестетиков, можно не переживать, что весь ритейл уйдет в онлайн. «Возможность прикоснуться к вещи до покупки, пока она не твоя, — важная часть удовольствия от шопинга», — считает моя
подруга Аня, дизайнер одежды. Работая над созданием своего бренда, Аня планировала отши- вать понятные базовые модели,
посадку которых легко предугадать, и хотела развивать продажи исключительно через интернет. Но со временем концепцию пришлось откорректировать: Аня поняла, насколько важно поку- пательницам сначала потрогать и ощутить вещь на своем теле. «Пока я не могу позволить себе полноценный шоу-рум, приглашаю потенциальных покупательниц на примерку прямо домой. Когда девушка приходит, я угощаю ее кофе из турки с кардамоном, темным шоколадом, только потом она примеряет платья. Выходит идеальный customer service для кинестетика — сочетание приятных вкусов, запахов и тактильных ощущений».
• УХАЖИВАТЬ ЗА СОБОЙ В том, как Аня преподносит одежду, чувствуется нечто большее, чем просто эффективные продажи. Она создает своего рода ритуал, ориентированный на то, чтобы пробудить ощущения и посвятить время себе. Формула кинестетиков «То, как ты себя чувствуешь, важнее того, как ты выглядишь» набирает популярность и в индустрии красоты. Алисия Юн, основательница интернет-магазина корейской косметики Peach & Lily, в интервью для издания The Business of Fashion замечает, что женщины все больше склоняются к неторопливому ритму жизни и развитию ощущений. В связи с этим популярность набирают продукты, которые прежде всего доставляют чувственное удовольствие: ароматические свечи, освежающие тканевые маски, душистые масла для приема ванны и душа. Аналитик трендов потребительского поведения Карен Грант добавляет, что в ближайшие годы спрос на средства по уходу за собой будет стремительно повышаться, а на корректирующие — падать.

• НАСТРОИТЬСЯ НА ТЕЛЕСНЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

Пощупать Не называя брендов и имен — вы не замечали за собой, что иногда хочется купить мороженое просто потому, что вместо шуршащего пластика его обернули в приятную на ощупь крафтовую бумагу, которая вызывает ассоциации с экологичным, натуральным образом жизни? Эксперименты с крафтовой бумагой, которая приводит кинестетиков в безусловный восторг, вытащили из пропасти не один вид офлайнового бизнеса. Производители блокнотов, книг и журналов вовремя осознали, что удержать свою аудиторию им помогут не визуальные спецэффекты, а приятная на ощупь оболочка. Даже популярный сегодня дизайн иллюстраций воспроизводит эффект рисунка, созданного от руки, — неровного, непропорционального, далекого от образцов клип-арта.
Откусить Еще одна эпикурейская радость кинестетика — много и вкусно поесть, желательно прямо руками. Примите как данность: вам
вряд ли удастся соблюсти даже самую простую диету, ведь вкусы — важная часть информации из внешнего мира, без которых кинестетику никак не обойтись. Спасает тот факт, что физическая активность приносит кинестетику не меньше удовольствия. И кстати, если у вас сидячая работа, вставайте из-за стола как минимум каждые полчаса — это не только полезно для здоровья, но и позволит вам лучше сосредоточиться на поставленных задачах.
Дотронуться В сексе перед кинестетиком никогда не стоит вопрос, оставить свет или нет. С первых же секунд он настолько сосредотачивается на ощущениях, что остальные каналы буквально отключаются, так что было ли освещение, он даже не вспомнит. И хотя кинестетики легко овладевают искусством наслаждения на уровне интуиции, для расширения опыта им необходимо научиться приглушать доминирующий канал и включать на полную остальные два. Так, кинестетику в поисках новых ощущений важно не столько углубляться в тонкости тантры или интимного массажа, а скорее научиться проговаривать свои желания вслух и стимулировать фантазию визуальными образами. 

 

 


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали