Особое мнение

Почему на чужое мнение мы полагаемся чаще, чем на собственное? Идти на поводу у большинства — безопасно, удобно и даже выгодно, считает Юлия Лымарь, которая при этом не ищет легких путей.

Я сижу в первом ряду большого зала, где моя подруга проводит мастер-класс на тему «Как удержаться на ногах?» Она — женщина self-made, завсегдатай колонок светской хроники. Она уверена, что публике плевать, как вы попали в ситуацию, но публика будет с упоением наблюдать, как вы из нее выберетесь. И наслаждаться, если не выберетесь. Ухоженная женщина с искусно поставленным голосом и располагающей жестикуляцией (спасибо качественным тренингам) со сцены рассказывает о том, что врага нельзя жалеть, пока он не в могиле, и что общественное мнение — вещь бесполезная, поскольку не заплатит за швейцарскую школу Le Rosey для ваших детей. Я рассматриваю сидящих в зале. Возможно, я не лучший психолог, но мне кажется, что они делятся примерно на две категории. Тех, кто пришел лично убедиться, что ведущая — выскочка, не так стройна, как на фото, и вообще наверняка все ее деньги — не результат успешного ведения собственного бизнеса, а подарок любовника, раз мужа у нее нет, ведь кто на такой женится? Сеанс психологического садизма, так сказать. Другие — назовем их условно мазохистками — старательно записывают в блокнот советы, которыми никогда не решатся воспользоваться. Просто потому, что возможности такой не представится. Ведь для того чтобы пожить такой жизнью, как на сцене, нужно многое изменить в себе — и выучить английский, и записаться к парикмахеру, и сменить работу, и вообще что-то сделать! Гораздо привычнее сидеть вот так в кресле, наблюдая за чужой жизнью, как за сериалом. Который как бы на экране и поэтому никогда с тобой не случится. Тем более что общественное мнение тут же проведет PR-акцию в поддержку лени: мол, что уже изменишь после тридцати? Или — «еслибы мне повезло так, как ей...» Или — «богатая жизнь — она другая».

Принимая стереотипы в гомеопатических дозах, рано или поздно большинство из нас приходит к тому, что не плыть против течения — очень комфортно. Согласитесь, ведь так гораздо удобнее: всегда находится ответ на заданный жизнью вопрос, нет проблем, что надеть (побольше серого и черного в гардеробе маскируют нас в толпе), ясно, когда выходить замуж, рожать, и на какой ступени карьерной лестницы стоит остановиться. Еще общественное мнение — то есть мнение большинства — помогает этому самому большинству осуждать, наказывать, высмеивать и порицать всех, кто не согласен. Вытолкнуть инородное тело за рамки системы — главная задача общественного мнения. Вопрос лишь в том, что все, кто на это самое мнение ориентируется, просто слушатели в зале. В то время как белым воронам уготовано место на сцене. А еще — в психиатрических лечебницах, нарко- и алкодиспансерахили, в лучшем случае, в затеряннойиндийской деревушке, где можно годами познавать себя, удалившисьот остального мира. Попросту говоря, повторив путь Григория Саввича Сковороды, объявившего много столетий назад, что мир ловил его,но не поймал. Сбежать от мира в путешествие, удалиться в себя или удариться в пороки — традиционный способ не оставаться наедине с общественным мнением. Что непросто, ведь оно повсюду: подсказывает искусственной улыбкой с телеэкранов, какой выбрать стиральный порошок и машину, выползает из модного журнала тонким шлейфом нового парфюма, внимательно следит из глазка соседки, когда и с кем вы явились сегодня. Оно всегда знает, где белое, а где черное, сколько что должно стоить и почему правильней терпеть, а не действовать. В детских стихах ответ на вопрос, что хорошо, а что — плохо, в маминых словах («Это слишком вызывающе, надо быть скромной девочкой») — установка не выделяться, в красном дипломе — диагноз «комплекс отличницы». Общественное мнение следует за нами тенью, и только на ярком свету оно исчезает. Особенно для такого случая подходят софиты. Я всегда говорила, что плевать на весь мир удобней с его вершины. Ну, так оно заметнее. Если вдуматься, все люди, во всех без исключения сферах жизни достигшие пика, становятся объектами для подражания и даже навязчивыми видениями для особо впечатлительных фанатов. Впрочем, этих альпинистов жизни объединяет еще одна черта: все они независимы от общественного мнения, даже наоборот — являются его поводырями, формируя новые стереотипы, бросая вызов и наслаждаясь, когда мнение большинства, словно в «Матрице», переживает сбой системы. Мол, как так, вроде звезда, а почему тогда не такая, как мы? На этом окошко коллективного разума гаснет. Он не способен обработать то, что находится за рамками принятых правил.

Вот, к примеру, Стив Джобс. Философ изобретений и гений маркетинга в быту предпочитал дорогим костюмам черные водолазки, дворцу — хороший дом, соизмеримый с человеческими потребностями, лобстеру — гамбургер. Вокруг — миллионы людей в одежде темного цвета, живущих обычной жизнью, без китчевых излишеств. Но с ними общественное мнение может справиться, записав их выбор на свой победный счет: мол, это же я воспитало такого чудного члена общества! Но вот «переварить» Джобса последних лет — не получается. «Вы только посмотрите, какой он странный: любит эти свои водолазки, а не белые рубашки или гавайки»; «Почему у него нет забора, ведь это же дом Стива Джобса!»; «Наверное, у него плохой вкус — как с его деньгами можно питаться гамбургерами вместо фуа-гра?!» — читается между строк в многочисленных рассказах о нем. Общественное мнение постановило: он странный. Система сделала вывод и отправилась дальше в поисках новых жертв. Весь фокус заключается в том, что будь бритоголовый приемыш из Сан-Франциско изначально «нормальным» в понимании системы, вряд ли в его голове появились бы идеи, изменившие мир. Вот тебе и парадокс: серость не порождает таланта, и если вы какого-либо другого оттенка, чем цвет пыли, у вас нет шансов слиться с массой. И только если вы ярки, вам удастся выделиться на сером.

Моя подруга, которая к этому моменту уже закончила свой мастер-класс и перешла к автограф-сессии, серый не любит. Еще она не любит, когда о ней не говорят. Если она не в курсе последних светских сплетен о себе — чахнет в буквальном смысле слова. Лежит и смотрит весь сезон модного сериала подряд. Зависима ли она от общественного мнения? Безусловно. Вопрос в том, что оно у нее на службе, а не наоборот. Она жаждет критики для того, чтобы сделать выводы. При этом, даже если ее «съели», она точно знает, что есть минимум два выхода. Ситуация, которая кажется мне безнадежной, для нее — прекрасный трамплин. Общественное мнение для этой девушки сродни винегрету, правда, она использует лишь теингредиенты, которые подходят ей. И это, пожалуй, единственно правильная тактика в отношениях с мнением общества. Бессмысленно противостоять стереотипам, сложившимся в общественную мораль, на которой твердо стоит средний класс. Достаточно большую часть жизнь вы не можете принимать собственных решений, всецело полагаясь на выбор родителей. Если они считают, что вам лучше ходить в детский сад, чем заниматься хореографией, поблагодарите их мысленноза то, что не сделали из вас борца сумо. Но позже, когда уже позволительно вступить в дискуссию — пусть хотя бы относительно длины юбки, — приходит и понимание того, что общественное мнение может всю жизнь прожить в подсознании, пытаясь разрастись опухолью, но так и не станет ею. Либо напротив — будет отравлять существование, прогрессируя все новыми и новыми стереотипами.

Однако хорошая новость заключается в том, что советы, столь любимые нами, не всегда существуют для того, чтобы все еще больше запутать. Вот, к примеру, самый стандартный из них: не слушай чужих советов. А зачем они тогда существуют? Возможно, они и есть тот самый камертон, что не позволяет сбиться с жизненного ритма? Не сочтите меня ханжой, но я с удовольствием и в выражениях могу объяснить любой, почему в юбке-пачке розового цвета после 35 лет не стоит появляться на приличной вечеринке. Скажете, ханжество? Возможно, но я бы не хотела существовать в мире взрослых женщин, выряженных как нимфетки. На выставке в PinchukArtCentre мне комфортно в брюках и пиджаке, а эпатажа достаточно на стенах. В психологии есть такой прием (а может, и нет, зато я часто им пользуюсь, и мне нравится думать, что это очень научно) — пойти от обратного. Представим на минуту, что было бы, если бы общественного мнения не существовало. Куда бы стоило сходить? Что носить? Зачем жить? Красить ли губы желтой помадой и не засунуть ли голову в пасть тигру, а себя — в постель к шефу? Почему не стоит соблазнять женатого и зачем помогать родителям? Миллиарды вопросов способны довести вас до кипения, и в этом смысле общественное мнение — что-то вроде оси координат. Попал в ситуацию, сверил дислокацию с условной картой — и, вытащив готовый ответ, часть проблем уже можешь не решать. Но не скучно ли так жить? Не лучше ли хотя бы иногда пробовать по-другому? Моя подруга говорит, что все дело в восприятии: если для меня в словосочетании «женатый мужчина» ключевым является первое слово, то для нее это — «мужчина». «Пожалуйста, живи в своих рамках, просто не забывай думать о том, какая тебе от этого польза», — говорит она. Если сейчас выгодно спрятаться за стереотипом — отлично, пусть он будет твоим шарфом на сегодняшний вечер. Но это вовсе не значит, что завтра ты снова в нем появишься. Ведь какими бы сумасшедшими ни казались мечты юности, с годами крылья за спиной по перышку опадают, а фраза «все еще впереди» медленно превращается в подведение итогов. Представьте, что через несчетное количество лет придется сесть и подумать: почему же в свое время вы не сделали того или этого? Спорю на клатч, которым все никак не могу обзавестись, что виноватыми в чем-то так и не случившемся будут не советы подруги, которая уже давно и не подруга. И вряд ли получится все списать на то, что вы вели себя слишком правильно и осторожно. В итоге, ценится не путь, а результат. И даже если для вас он не важен, поверьте — хотя бы однажды стоит побывать на вершине, чтобы в этом убедиться. Да и вид оттуда намного лучше.


Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай із кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Old money — естетика, яка ніколи не вийде з моди: складаємо образи...


Читайте також
Популярні матеріали