Игра на повышение: зачем люди посещают бизнес-тренинги?

Можно ли начать собственное дело, если в бизнесе вы разбираетесь примерно так же, как выпускник филфака — в квантовой физике? Мы отправили Виталия Пасечника на бизнес-интенсив и попросили поделиться впечатлениями

Никто не любит маркетологов. И это справедливо: они нас тоже не любят. Они постоянно пытаются нам что-нибудь продать, а мы стараемся не поддаваться — такие отношения. И когда у редакторов ELLE возникла идея отправить меня на бизнес-интенсив GeniusMarketing, я засомневался. Идея в общем-то хорошая: на третий год кризиса все понемногу загрустили, зарплата в гривне, расходы в долларах, а здесь молодые энергичные люди предлагают заняться чем-то полезным — например, научиться зарабатывать. Подумай, сказали в редакции, они обещают обучить предпринимательству даже таких, как ты. То есть нет ничего невозможного. Сходи, сказали они — потом опишешь ощущения.

Конечно, идея хорошая. Но есть нюансы. В смысле — вы серьезно? Допустим, я пишу один текст в неделю. За него я получаю сто долларов. Если буду писать десять текстов в неделю, то получу тысячу. Вот моя бизнес-стратегия. Зачем мне тренинги?

Подавляющее большинство людей, которых я знаю, думают приблизительно так же. Кто-то ведет для известных брендов странички в соцсетях. Кто-то успевает писать сразу для нескольких сайтов. Кто-то на-учился совмещать несовместимое и плетет декоративные пончо, параллельно работая в банке. Почему мы не нанимаем сотрудников, не разрабатываем маркетинговых стратегий и не организовываем целевую рекламную рассылку по клиентской базе? Ответ простой: потому что мы выше этого. Да, нам нужны деньги и поэтому мы готовы сотрудничать с обществом, но не более того. Что такое бизнес? Купить дешевле, чтобы продать дороже? Как-нибудь без нас.

Допустим, вам нужен стол, говорит Олесь Тимофеев, основатель GeniusMarketing и главный спикер интенсива. — Вам нужен стол и вы никак не можете его найти. Стол абсолютно конкретный: овальный, черный, на тонких металлических ножках. Может, вы видели его в кино или в каком-нибудь офисе, или он вам приснился — не важно. Важно, что вы уже который день ищете его в интернете, мебельных салонах, дизайнерских мастерских — и никак. Через неделю вы сдаетесь и либо покупаете компромиссный вариант, либо остаетесь вообще без стола.

Потом вы думаете: надо же, такой хороший стол — и никто его не производит. И еще думаете: ну не делать же его самому. И еще: а может, не только у меня такая проблема? Вы не плотник. И не дизайнер. Вы, например, пишете тексты для глянцевых изданий. То есть за всю жизнь вообще не изготовили ни одного стола. А рисовать вы умеете только смешных человечков, да и то лишь на утренних летучках. Но вы столкнулись с реальным миром, где нет стола, который вам нравится.

Вы вспоминаете о дизайнере, работавшем с вами как-то на одном проекте. Или находите его в интернете — и всеми доступными средствами, с помощью жестов и эмоциональных метафор объясняете, как должен выглядеть стол вашей мечты. Он рисует 3D-модель. Вы недовольны, объясняете еще раз. В конце концов вы платите дизайнеру сто долларов и получаете эскиз — вот она, ваша мечта!

Это просто рисунок, его нельзя поставить в гостиной. Но можно запостить в фейсбуке и проверить, сколько в мире найдется человек, которые, как и вы, хотели бы такой стол. Вы со-здаете страничку, что-то вроде «Молодая амбициозная студия дизайнерских решений». Советуетесь с потенциальными клиентами: вот такой у нас стол — как считаете, запус-кать его в производство?

Да, при этом вы тратите несколько долларов на рекламу в фейсбуке, возможно, заводите для своего стола инстаграм и канал на ютубе. Оказывается, вы не сумасшедший — появляются люди, которые готовы такой стол купить. Спрашивают: сколько стоит, какие условия доставки, можно ли поднять его на третий этаж без лифта и так далее. Вам уже немного страшно и вы решаете во всем признаться. Вы честно пишете, что «Молодая амбициозная студия дизайнерских решений» занимается только эксклюзивными моделями, вся мебель — ручного производства и таких столов будет произведено всего сто штук. Желающие могут сделать предоплату, и после сотого платежа модель запускается в производство — доставка через три недели. И да, конечно, мы можем занести ваш стол на третий этаж без лифта.

Вы все еще не плотник и точно так же ничего не понимаете в производстве столов и логистике доставок. Но вы почти уже бизнесмен. И в момент, когда приходит сотая предоплата, у вас начинаются самые интересные и насыщенные три недели в жизни. Вам предстоит многое узнать, прочитать, найти плотников, водителей и грузчиков. И главное — не забыть в процессе позвонить дизайнеру, нарисовать еще какой-нибудь эскиз. Может, прикроватную тумбочку или кровать. Здесь важно не снижать обороты.

На интенсиве много говорят об интернет-коммерции и привлечении клиентов. О продвижении сайта, SEO и организации отдела продаж. Я не стал лучше относиться к маркетологам. Как и они ко мне. Меня по-прежнему раздражают звонки из банка, от интернет-провайдеров и от людей, которые хотят продать мне годовой абонемент в фитнес-клуб (я же сказал, мне нужно подумать!) Зато теперь я раздражаюсь со знанием дела.

Вообще это правильно — получать информацию там, где ее больше. Речь не только о моих дремучих представлениях о бизнесе. Просто мы привыкли прятаться в своих ракушках и радоваться тому, что ничего нельзя сделать. Я вас разочарую: сделать можно много всего. Например, выйти за рамки и посмотреть на себя со стороны. Начиная с самого детства общество учит нас сперва определиться, а затем занять свое место. Я — журналист. Я — парикмахер. Я — учительница младших классов. На самом деле, я — это много всего.

Как выбрать свою нишу и понять, в чём вы лучше остальных?

5 советов от Олеся Тимофеева:

1. По каким вопросам люди чаще всего обращаются за советом именно к вам? Не важно, рабочие они или личные. Ответ даст направление, где вас уже считают более компетентным.

2. Запишите в три столбика ответы на вопросы. Чем вам нравится заниматься вообще? Чему бы вы еще хотели научиться? Чем бы вы занимались, если бы деньги и время не имели для вас значения? Найдите пересекающиеся сферы — это может стать вашей нишей.

3. Выпишите 30 тем, которыми вы можете или хотели бы заниматься. Выберите из них пять, на которые спрос выше всего — это можно проверить на wordstat.yandex.ua. В поиск введите запрос по вашей теме (например, «консультация психолога») — и вы увидите конкретное число потенциальных клиентов.

4. Из пяти самых востребованных тем оставьте одну, которая вам больше всего по душе. Ту, что по-настоящему зажигает вас изнутри, ради чего вы готовы работать даже бесплатно.

5. Определите свою узкую специализацию. Например, вы любите шарфики. Вы можете производить их или найти людей, которые начнут шить по вашему дизайну. Можете выйти напрямую на производителей и просто продавать. Или начать учить стилю: как правильно носить шарфики. Определились? Сужайте еще.


Реклама

Популярні матеріали

Пампухи до Різдва: готуємо традиційну українську страву


Новорічний френч: трендовий святковий манікюр


Це база: чорні пуховики, які ніколи не вийдуть з моди


Читайте також
Популярні матеріали