За моими плечами — три успешные кампании в Украине на платформе «Спільнокошт», с 2013 по 2015 год мне удалось собрать для «Громадського радіо» почти 300 тысяч гривен. Сумма не космическая, но в каждой из кампаний она отвечала нашим потребностям. Попробую рассказать о тех закономерностях и правилах, которые стали мне понятны за время работы.
Коллективный сбор средств — это история про общение. Диалог и работа по горизонтали очень важны. У меня было так: осенью 2013 года я спросила, почему бы нам не использовать краудфандинг для «Громадського радіо». Главред ответил, что я могу этим заняться, — у других нет времени. Ну, я и занялась. Когда в команде всего пять человек, такие вопросы решать довольно легко.
1. Диалог
Если же серьезно, то на время кампании важно подключить всю команду. Каждому хотя бы раз в день публиковать в своем фейсбуке ссылку на проект и пояснение, для чего все это делается.
Похожие материалы:
Плохое решение: написать всем готовые одинаковые тексты для copypaste.
Хорошее решение: вместе стратегически обсудить потребности проекта, осознать бюджет и месседжи для легенды. Это позволит всем коллегам или партнерам вовлеченно и личностно писать о проекте с собственной точки зрения.
Важно: такая работа поможет проверить, как действуют горизонтальные связи в команде. Горизонталь — это тяжелый труд, а многим хочется работать по принципу «дайте денег и отстаньте». В идеале вся команда должна стремиться к каждой новой копейке взносов.
Для «Громадського радіо» самым успешным оказалось событие, организованное как вечеринка для своих. О ней почти не было информации в анонсах, большинство гостей сотрудники приглашали лично — просто чтобы вместе отпраздновать старт кампании. Всего пришло около ста человек, но в результате было собрано 10 тысяч гривен за два-три часа
2. История проекта
Следующий момент с коммуникацией — написать историю проекта. Люди хотят понимать, на что пойдут деньги, поэтому очень важно, чтобы они могли увидеть понятный бюджет. Взнос на провода для новой студии или на авто для приюта — это очень понятные аргументы. Хорошо, если за ними будут видны более широкие горизонты: взнос на провода для будущего национального независимого вещателя, взнос на авто для приюта, чтобы пожилые люди не умирали в одиночестве.
3. Коммуникация
Очень важная и в определенном смысле решающая коммуникация — работа с теми, кто уже сделал взносы. Сразу после поступления средств можно отправить письмо с благодарностью. Но есть место и для долгих дистанций — например, адресно сообщать о том, как развивается проект, показывать в соцсетях, что куплено, какие специалисты присоединились к команде. Рассказывайте о ежедневной рутине.
4. Офлайн-события
Сегодня тренды подтверждают, что людям хочется выйти из виртуальной реальности в настоящую. Кампания по сбору средств — отличный повод для таких встреч. Публичная лекция, концерт, участие в благотворительной ярмарке — просто расскажите вашей аудитории, где вы, и объясните, что можно сделать для помощи. Простой жест — положить купюру в банку для пожертвований — порой намного легче сделать в необычных и неформальных обстоятельствах.
Похожие материалы:
Охотнее всего украинцы поддерживают просветительские инициативы. Это сигнал не только о том, насколько мы «доверяем» официальной системе образования, но и о том, что каждая гривня взносов приближает Украину к более качественному обучению, появлению независимых просветительских ресурсов и т.д.
5. Как понять, будет ли проект успешным?
Ирина Соловей, соосновательница краудфандинг-платформы «Спільнокошт»: — Все зависит от того, готова ли брать команда на себя ответственность, либо же участники проекта ищут возможность все перебросить на команду платформы по сбору денег. Мы с первого взгляда можем оценить количество усилий, которые приложили к подготовке заявки, — оттуда появляются ожидания, будет ли человек или команда делать все для воплощения задумки. Также есть команды, которые ответственность хотят переложить на публику: они размещают проект и смотрят, как пойдут дела.
6. Что нужно для успешной кампании?
Дора Хомяк, глава общественной организации Razom, которая провела не один успешный сбор средств с помощью краудфандинга (например, нашла 13 тысяч долларов для участия украинской команды в математической олимпиаде в Гонконге), советует ответить для себя на такие вопросы:
Похожие материалы:
ЧТО? Конкретное пояснение, куда именно пойдут деньги и что в мире от этого изменится. Самый важный вопрос, который открывает перспективы также для работы с брендированием проекта. Нужны средства на провода для студии? Тогда расскажите, как именно ваша студия сможет изменить жизнь тех, кто сделает взносы. Будет правильно, если эти ответы не только предложат аудитории будущую услугу в обмен на взнос, но и дадут пространство для соучастия. Здесь важна прозрачность. Любой донор, несмотря на размер взноса, должен понимать, кто и на что потратит деньги и где можно увидеть финансовый отчет о результатах.
КТО? Подумайте, кто именно способен поддержать проект. Первый круг, лояльность которого основывается на доверии, — семья и друзья. Есть мнение, что о взносах стоит просить лично, обращаясь не ко всему сообществу, а к конкретному человеку. Дора советует начинать с «тихого старта» кампании, во время которого все близкие из первого круга делали бы взносы. А также подготовить список журналистов и блогеров, которые поддержали бы проект информационно — например, постом в социальных сетях.