Думаю, не ошибусь, если скажу, что у большинства украинцев есть множество стереотипов о Харькове и его окрестностях.
Один из них звучит примерно так: в серо-каменном городе сложно найти впечатляющие места для прогулок и завидных Insta-фото.
В связи с этим город Жадана и Бабкина крайне редко наносят на travel-локации со статусом must. Мне стыдно, но признаюсь: именно по этой причине за свои 27 лет я ни разу не нашла время, чтобы посетить Харьков и его окрестности.
Избалованные сложносочиненными маршрутами Барселоны, Флоренции, Лиссабона и Парижа, мы делаем вид, что исходили и изъездили Украину вдоль и поперек, и кроме как крутых спусков Буковеля на Рождество, ей нечем нас удивить. Но когда разговор доходит до конкретики, каждый про себя понимает – он знаком едва ли не с сотой частью Украины.
Месяц назад моя уверенность о бесполезности знакомства с Харьковом впервые дала трещину. Это случилось, когда коллега Рита вернулась из тура по этому городу и похвасталась фотографиями, которые заставили всех в редакции восторженно затаить дыхание. Рита, которая объездила пол-мира, призналась: такие красивые парки, как в Харькове, сложно увидеть даже в прославленной Европе. Посмотрев фотографии, я загорелась идеей посетить «город Ха», как ласково называют его местные жители.
Не прошло и нескольких недель, как мое желание сбылось. Причем повод отправиться на Харьковщину оказался очень уж неожиданным: банк ПУМБ решил сохранить наследие Пархомовского музея для будущих поколений. Вы когда-нибудь слышали о подобном милосердии финансовой организации? Я – очень редко. Таким образом, был разрушен еще один мой стереотип о том, что банки не умеют делать добрые дела. Как оказалось, для ПУМБ такие инициативы – совсем не редкость. Так в пятницу утром начался мой тур выходного дня, наполненного благими целями.
Каждого, кто начинал осмотр «города студентов» на машине или автобусе, как и меня, должно было поразить роскошные храмы в центре города, которые следуют в ряд один за одним.
Их архитектура поражает тем, что в ней нет единой концепции, но вместе они создают шедевр.
Похожий на пряник красно-белый Благовещенский кафедральный собор, контрастный Успенский собор и барочный Покровский собор XVII века – все они будто сошли с красивых открыток.
За несколько дней мы не только побывали в знаменитом Харьковском художественном музее, где живут картины Репина, Шишкина, Айвазовского, Сурикова, Кустодиева и Семирадского, но и успели оценить красочные парки города – имени М. Горького и Т. Шевченка.
Дом ученых в Харькове
Первый очень напомнил мне лондонские пейзажи – четко очерченные аллеи, влажная яркая зелень, толстые стволы многолетних деревьев, аккуратные мосты и беседки, а огромное колесо обозрения высотой 55 метров и завораживающими пейзажами внизу только усиливало это ощущение.
На следующий день мы отправились в Пархомовку – село, которое редко удостаивают своим вниманием даже опытные путешественники. В этом месте ПУМБ передал в собственность музейщикам Харьковщины здание Пархомовского художественного музея. Это здание банк выкупил с торгов во время процедуры ликвидации бывшего своего должника – владельца постройки. Торжественная передача помещения прошла 30 сентября при участии главы ХОГА Юлии Светличной, председателя правления ПУМБ Сергея Черненко, директора Харьковского художественного музея Валентины Мызгиной и директора Пархомовского художественного музея Елены Семенченко.
Пархомовский художественный музей им. П. Ф. Лунева – это не маленький сельский музей.
На деле это настоящее сокровище в затерянном уголке Харьковщины и бесценное достояние украинской культуры. Он был основан учителем истории сельской школы Афанасием Луневым, который вместе с учениками создал историко-краеведческий музей, разместившийся только в одном классе школы. Позже они основали кружок «Юный историк» и загорелись идеей создания художественного музея. С просьбой помочь открыть такое заведение они обращались ко многим художникам. Первыми откликнулись мастера из Харькова, которые в 1955 году они подарили музею 50 своих работ, и именно этот год принято считать датой создания музея. Сегодня его коллекция насчитывает более 7000 экспонатов. Среди них – работы художников, о которых говорит весь мир: Пабло Пикассо, Казимира Малевича, Левитана, Кандинского, Николая Рериха, Аполлинария Васнецова, Ивана Шишкина, Джованни Пиранези, Фердинанда Бола, Тараса Шевченко, Ивана Ижакевича, Михаила Дерегуса и Абрама Архипова.
Пабло Пикассо «Голубь с ветвью оливы»
Пабло Пикассо «Портрет Ф.-Ж. Кюри»
Сверху вниз: Малевич К.С. «Супрематизм», Кандинский В.В.«Спокойствие»
В коллекции музея также есть эскизы Владимира Маяковского и карандашный рисунок выдающегося украинского поэта и художника Тараса Шевченко.
Годами в жизнедеятельности и развитии музея активно участвуют любители настоящего изобразительного искусства. Узнав о здании музея во время ликвидации в процедуре банкротства одного из своих должников, ПУМБ принял решение передать право собственности на здание руководству музея. Банк стал победителем торгов по выкупу помещения и, следуя лучшим традициям украинского меценатства, передает его как благотворительный взнос на баланс областного коммунального учреждения «Харьковский художественный музей», отделением которого является Пархомовский музей.
После церемонии передачи музея мы отправились по трем знаковым, но мало известным местам Харьковщины – усадьбе Натальевке, одному из старейших дендропарков Украины – Краснокутскому, а также Шаровскому замку, который стал синонимом большой любви живущих в нем супругов.
Имение сахарозаводчика Харитонова, которое он в честь жены назвал Натальевка – это не только легенда о большой любви, но и история громкого успеха.
Иван Харитоненко – крестьянский сын, который благодаря таланту и деловой хватке, сумел разбогатеть на сахароварении, после чего выстроил огромную усадьбу на земле в 48 гектаров. Сегодня здесь можно увидеть немногочисленные неразрушенные строения и Спасо-Преображенский храм, построенный специально для венчания супругов.
Все здания потрясают великолепием и вниманием к мелким деталям, а соседство в виде столетних дубов с необъятными кронами полностью погружает в сказку даже непривыкшего к чудесам жителя современного мегаполиса.
После посещения этого места и прогулки по огромному лесо-парку сознание как будто погружается в транс, а тело умиротворенно поет.
Шаровский замок ждал нас в конце путешествия, чтобы оставить неизгладимый след и тысячи фотографий – благо, мест для запоминающихся снимков на территории более чем достаточно.
Этот уголок – излюбленная локация для фотосессий, ради которых люди готовы преодолеть сотни километров. И замок не обманывает ожиданий.
Величественный и светлый снаружи, интерьером он больше напоминает старинную шкатулку – панели и потолки здания обшиты драгоценными породами деревьев, красивый бальный зал с огромными окнами совершенно магическим образом настраивает на танцевальный лад всех присутствующих.
Замок живет в заботливых объятиях густорастущего парка, в котором захочет поселиться самый взыскательный ботаник.
Осенью некоторые листья начинают пылать охрой, золотом, багрянцем, а кое-какие остаются сочно-зелеными.
Во время заката по их кронам неторопливо бегут теплые солнечные блики, и вы как будто оказываетесь внутри одной из картин «царя леса» Шишкина. Сюда стоит приехать, даже если бы это ощущение – все, что вас там ждет. Но это не так.