Несколько недель тому назад, пролистывая новостную ленту, случайно наткнулась на дискуссию, которая заставила меня задуматься о противоречиях, о которые часто спотыкается современный феминизм. Возможно, вы также видели фотографии или видео с инаугурации нового президента Соединенных Штатов, а именно кадры его прибытия в Белый дом. Барак Обама с супругой Мишель стоят на крыльце президентского дворца, приветствуя Дональда Трампа, без пяти минут нового президента страны, который уверенно шагает от машины к своей будущей резиденции. В нескольких метрах позади него, не поспевая за мужем, который не только ее не ждет, но и не оборачивается в ее сторону, идет она, в идеально скроенном костюме небесного цвета от Ральфа Лорена, но с взволнованным и немного растерянным лицом, без пяти минут первая леди Мелания Трамп.
Дискуссия велась вокруг того, что и Билл Клинтон, и Джордж Буш – младший, и Барак Обама, подъезжая в день инаугурации к порогу президентской резиденции, приостанавливались и ждали своих жен, чтобы вместе подняться по ступенькам их нового дома. Но Дональд Трамп этого не сделал. Мне было интересно, что же по поводу данного поступка пишут пользователи соцсети. Однако кликнув на комментарии, я с удивлением обнаружила, что лавина народного негатива обрушилась вовсе не на новоиспеченного президента, а на миссис Трамп. На каждый комментарий «А почему он ее не подождал?» приходилось около десяти язвительных реплик: «Сама виновата!», «Вот и получила, никчемная модель!», «Вот твоя плата за мужа-миллионера» и «А на какое отношение рассчитывала эта трофейная жена?». Притом абсолютное большинство этих комментариев исходило именно от женщин. И хотя я не являюсь большим поклонником семейства Трамп, но тут считаю нужным заступиться за Меланию, и вот почему.
Во-первых, я пишу эти строки для модного женского журнала, и потому хочу спросить: почему слово модель у дам вдруг стало ругательным? Мы провозглашаем Твигги иконой целой культурной эпохи, говорим о моделях 90-х с приставкой «супер-» и даже пересказываем подругам историю о том, как наследник британского престола принц Уильям влюбился в свою будущую супругу Кейт Миддлтон, увидев ее на подиуме во время университетского модного показа. Но при этом нам почему-то не дает покоя тот факт, что первая леди США – бывшая модель. Что тут не так? Почему, пытаясь показать отрицательное отношение к политическим взглядам мужа, мы упоминаем ее профессию как некий негативный аргумент?
Во-вторых, почему кто-то считает, что вышедшую замуж за миллионера женщину обязательно ждет некое неминуемое унижение или расплата? То есть получается, человек, достигший финансового успеха, обязательно должен быть тираном или самодуром, а его жена – терпящей жертвой? Откуда у нас такой стереотип? Мы продолжаем читать своим дочерям сказку, в которой выдуманный персонаж по имени Золушка решает все бытовые и жизненные проблемы путем удачного брака, и даже называем это хеппи-эндом. Однако когда вполне реальная девушка из рабочей семьи, выросшая в посткоммунистическом провинциальном городке, выходит замуж за миллионера и переезжает в многоэтажные апартаменты в центре Манхэттена, мы, абсолютно не зная подробностей ее семейной жизни, искренне возмущаемся, что сегодняшний мир стал слишком меркантильным. Да, мы жестоко осуждаем «трофейных жен» и то, что нам почему-то начинает казаться браком по расчету, но при этом продолжаем романтизировать образ Холидей Голайтли, героини романа Трумена Капоте, которая отказывается от настоящей любви, потому что мечтает об иной, роскошной жизни. (Тут сразу обращаю внимание на то, что счастливый финал экранизации «Завтрака у Тиффани» с Одри Хепберн в главной роли кардинально отличается от финала оригинального литературного произведения).
В-третьих (и это на самом деле именно то, что задело меня в подобных комментариях больше всего), почему за поступки и поведение мужчины мы так легко готовы закидать камнями не самого виновника, а его жену? Разве это не одна из самых наболевших проблем, с которой борются феминистки всего мира – прекратить наконец-то винить женщин за поступки окружающих их мужчин? И чем нападки на Меланию в этой конкретной ситуации отличаются от наших ежедневных «Сама виновата», «В метро тебя облапали, потому что ты не так оделась» или «Нечего на шефа бочку катить, сама полезла в мужской мир большого бизнеса»? И разве феминизм не борется за то, чтобы мы наконец-то перестали оценивать женщин исключительно в свете достижений или ошибок их мужей и начали смотреть на дам как на самодостаточных личностей? И даже если для кого-то из нас Мелания действительно представляется «никчемной моделью» и «трофейной женой» или нам не нравится политический курс ее мужа, значит ли это, что мы должны ее немедленно заклевать?
Девушка Мелания Кнавс, выросла в обычной рабочей семье, в такой же блочной многоэтажке, в которой, наверное, когда-то жили или до сих пор живут многие из нас, приехала покорять Нью-Йорк и сделала свою мечту реальностью сама. Да, ей удалось осуществить то, о чем мечтает каждый американец и каждый иммигрант (как, впрочем, наверное, и каждый человек на земле) – воплотить в реальность свою собственную мечту. Нравится нам Мелания лично или нет, но ее история – это хороший пример того, что в США называют термином american dream.
Дом, в котором выросла Мелания
Интересно еще и то, что те же комментаторы, которые в день инаугурации насмехались над Меланией, обвиняя ее в расчетливости, уже на следующие сутки высказывали свое восхищение Мадонной, которая выступала на Марше равенства в Вашингтоне, хотя Мадонна никогда не скрывала, что достигла успеха в музыкальном бизнесе во многом благодаря мужчинам-покровителям. «Я сама вытянула себя наверх за бретельки собственного бюстгальтера», – когда-то многозначительно сказала она. Выходит, мы готовы боготворить одну женщину за ее выбор и насмехаться над выбором другой только потому, что она нам не симпатична или, еще хуже, потому что нам не нравится ее муж?
Было бы здорово, если бы мы договорились, что есть некоторые правила женской солидарности, которые нельзя нарушать. Например, нельзя высмеивать женщину за то, что сделал ее муж. Нельзя осуждать женщину за ее добровольный выбор профессии, способа жизни, за ее цели и мечты, даже если они кардинально отличаются от наших, будь то Мадонна, Мелания, наша однокурсница или коллега по работе. Нельзя смотреть на женщину как на тень мужчины, игнорируя ее личные победы и достижения, провалы и борьбу. И давайте научимся видеть друг друга не через изогнутую линзу стереотипов, а просто человеческими глазами, и если в наших женских отношениях появляется место критики (что вполне нормально и неизбежно, особенно если речь идет о публичной персоне), то пусть эта критика всегда будет конструктивной и справедливой.