Уже в 72-й раз в мае Канны превращаются в настоящую Мекку кино: сюда приезжают десятки тысяч зрителей и профессионалов со всего мира. Здесь именитые режиссеры представляют свои новые фильмы, открывают молодые таланты и обсуждают главные вопросы киноиндустрии. А команда Одесского международного кинофестиваля уже традиционно отсматривает в Каннах максимальное количество лент, чтобы выбрать лучшие из них для показа у нас.
Но не только громкими премьерами славится Каннский кинофестиваль: здесь не обходится без скандалов и казусов. В этот раз началось с официального постера мероприятия. Он посвящен выдающейся женщине-режиссеру Аньес Варда, которая по праву считается культовой фигурой французского кинематографа, легендой «новой волны». Именно она изображена на официальном постере «Канн-2019», который сейчас расклеен по всей набережной Круазетт. Основой для него послужила фотография, которая была сделана во время съемок дебютной картины Варда «Пуэнт-Курт» в 1955 году. И тут, собственно, не обошлось без казуса: со снимка «вырезали» девушку, которая держит «хлопушку».
Говорят, это Жанна Вилардебу, дочь режиссера Карлоса Вилардебу (он работал над фильмом в качестве технического консультанта). До сих пор неясно, зачем понадобилось убирать ее. Впрочем, «Канны» уже переживали подобный скандал, когда в 2017 году фотографию итальянской актрисы Клаудии Кардинале, украсившую официальный постер фестиваля, сильно отретушировали: тогда ей заметно «утянули» ноги, талию и бедра.
Но по сравнению с новостью о приезде в Канны Алена Делона, данный нюанс кажется мелочью. Когда руководство фестиваля объявило о том, что актер получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» за выдающуюся карьеру в кинематографе, это привело к возмущению ряда правозащитных объединений. Основательница организации «Женщины и Голливуд» Мелисса Сильверстейн написала в «Твиттере», что разочарована таким решением, ведь Ален Делон «публично признался, что избивал женщин. Он присоединился к расистскому и антисемитскому Национальному фронту и утверждал, что быть геем — против природы. Отдавая дань уважения Делону, «Канны» чтят эти отвратительные ценности». В итоге, руководству фестиваля пришлось объяснять свое решение тем, что Ален Делон — легендарный актер и часть Каннской истории.
Смотр в Grand Théâtre Lumière в этом году открыл новый фильм американского режиссера Джима Джармуша «Живые не умирают». Кстати, Джармуш — частый гость «Канн». Ранее на Лазурном Берегу уже побывали его «Патерсон», «Пределы контроля», «Сломанные цветы», «Выживут только любовники». В этот раз режиссер представил комедийный ужастик о зомби-апокалипсисе в маленьком городке. Разыгрывать эту историю пришлось Биллу Мюррею, Тильде Суинтон, Стиву Бушеми, Игги Попу, Адаму Драйверу и даже Селене Гомес. Многие критики отмечают, что это чуть ли не величайшее кино в своем жанре. Посмотрим, что скажет жюри, ведь «Мертвые не умирают» также соревнуется за «Золотую пальмовую ветвь».
Отмечу также, что в этом году в списке основной конкурсной программы — 8 дебютных фильмов, что на один больше, чем в прошлом. Еще один радостный факт: в официальной программе представлено 20 женщин-режиссеров. Не секрет, что Каннский кинофестиваль уделяет особое внимание теме гендерного равенства и даже ежегодно представляет отчеты по этому вопросу. В этот раз, например, в состав отборочного комитета входит равное количество женщин и мужчин, в жюри также соблюдено это правило — 50/50.
Тем временем в основном конкурсе нет ни одного проекта стриминг-сервиса Netflix, в сторону которого неоднократно звучала критика со стороны кинотеатров. Появились и некоторые нововведения. Например, больше не будет «фильма закрытия». Точнее, теперь это событие называется «последний показ» и демонстрировать на сей раз будут ленту «Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано о мужчинах, работающих с детьми с особенностями развития. Фестиваль только начинается, и нам еще предстоит увидеть много интересного!