Владение легендами: почем сегодня продают портреты великих диктаторов от Энди Уорхола?

Владислав Гинзбург об экономической составляющей творений кисти Энди Уорхола, и кто сейчас стоит дороже: Мэрилин Монро или Ленин? 

Не всё современное и послевоенное искусство создавалось по единым лекалам. Среди множества стилей, школ, направлений и жанров, получивших развитие в этот период времени, поп-арт всегда был чем-то совершенно особым. Поп-арт – это жанр, рождённый в 60-е и достигший расцвета в 70-е годы, созданный молодыми художниками, которые явно наслаждались своими творческими новациям, обретя свободу после нескольких лет рутинной работы в качестве художников-оформителей в рекламной индустрии. Именно там они познали, как использование популярных образов может захватить воображение, а, зачастую, и кошельки народных масс. Пожалуй, самый легендарный образ этого жанра – банка с супом Кэмпбэлл, ставшая в 50-х годах непременной деталью каждого американского дома, стилизованная и канонизированная, как символ самого быта Америки. Этот знаменитый образ был создан бесспорным королём поп-арта – Энди Уорхолом.

Энди Уорхол закрепил за собой титул «короля поп-арта», не только превращая в «иконы» обычные бытовые предметы, используя типично американскую одержимость брендовыми товарами, но также превратив всемирный тренд преклонения перед знаменитостями в современную иконографию. Уорхол добился оглушительного успеха, создавая портреты американских знаменитостей, и успех этот был до такой степени невероятным, что ни один голливудский актер не мог претендовать на статус звезды, не имея своего собственного портрета кисти Уорхола.

Несмотря на то, что Уорхол создал много портретов, существует две самые популярные и «американизированные» иконы, которые Уорхол «оживил» – Элизабет Тейлор и Мэрилин Монро. Интересно сравнить их с портретами всемирно известных и исторически масштабных личностей, таких как Ленин и Мао Цзедун.

В 90х цены на эти картины, без сомнения, отражали плавный рост рынка поп-арта. Портрет Лиз Тейлор продавался за $4,406,000 в 2000 г., в то время как портрет Мэрилин Монро уходил по более высоким ценам. Но затем, всего 5 лет спустя, произошел резкий скачок и цена за «красную» Лиз достигла $12,5 млн. на Sotheby's, и снова, всего 2 года спустя, $23 млн. Продажи портретов Мэрилин достигли $16,2 млн. в 2006 г. и затем $28 млн. в 2007 году. Уже в ноябре 2014 года на нью-йоркском Sotheby's цена на Тейлор дошла до $31,5 млн. В том же 2014 году,13 мая в Нью-Йорке на аукционе Christie's портрет Мэрилин ушел за $41 миллион.

Если графически изобразить динамику продаж за последние 30 лет, то мы увидим непрерывный рост и это порождает иллюзию того, что рынок будет и далее продолжать расти. Но всё не так просто. Реальность такова, что сегодня арт-рынок «стабилизировал» цены на такие работы. Не удивительно, что портреты Лиз и Мэрилин продемонстрировали такой гигантский ценовой скачок в период 2006-2007 гг. Такой же взрывной рост цен наблюдался и у многих других художников этого жанра. Этот период времени отмечен аналитиками рынка искусств, как период, когда появился устойчивый спрос на работы американских поп-художников за пределами США. Коллекционеры Европы, Азии и Ближнего Востока реально изменили рынок поп-арта, регулярно участвуя в торгах с самыми высокими ставками.

Касательно рынка "Мао": до 2006 года на различных аукционах было продано много работ маленького размера на холстах и бумаге по невысокой цене, в то время как работы большого формата (2 метра на 1,4 метра) едва могли пробить порог в один миллион долларов. Затем цены внезапно взлетели до сумм, превышающих 10 миллионов долларов и уже готовы к ещё одному стремительному рывку вверх, учитывая самую последнюю продажу за ошеломляющую сумму 47,5 миллионов долларов в ноябре 2015 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. На портрете, выполненном в технике шелкографии, Мао изображен в темно-синем френче на голубом фоне. Левая часть его лица окрашена в желтый цвет, а губы – в ярко-малиновый. Портреты меньшего формата всё ещё продаются по более доступным ценам (каких-то пару миллионов), однако здесь также наблюдается устойчивая тенденция к росту.

Портрет Ленина в стиле поп-арт, законченный в декабре 1986 года, был последним шедевром, созданным Уорхолом перед его преждевременной смертью в феврале 1987 года. Рынок "большого" (1,83Х1,23 метра) Ленина более запутанный, так как одни и те же несколько портретов этого размера циркулировали на  аукционном рынке с 1996 г., остальные работы были помещены в постоянные  коллекции музеев. Внезапно эти работы вновь появляются в 2013 году и продаются уже за 5-8 миллионов. Поскольку серия из «больших» Мао уже прочно осела в музеях и частных коллекциях, ждем, что скоро возьмутся за Ленина.


Реклама

Популярні матеріали

10 фільмів, які варто передивитися цієї осені


Одна сумка, яку полюбили всі модниці цієї осені


Благодійні ініціативи до місяця обізнаності про рак молочної...


Читайте також
Популярні матеріали