Кинообзор. Выбираем украинское кино

Мои родители смотрят отечественные новости каждый вечер. В общем-то их не в чем упрекнуть, кроме того, что хорошего показывают откровенно мало и они начисто теряют интерес к чему-то действительно стоящему, стимулирующему к приятному настроению и воодушевлению. «Смотрите кино!» -говорю я им. И даже предлагаю подборку совершенно разных невероятных украинских фильмов, новых и старых, для вдохновения и веры в прекрасное в условиях жизни в нашей стране.

«Тіні забутих предків», (Сергей Параджанов, 1964)
Для меня не существует лучшей экранизации литературного произведения. Прочитав одноименную повесть в 11-м классе я навсегда влюбилась в образный язык Михаила Коцюбинского, а Параджанов фантастически воплотил это на экране. Яркие пятна, виртуозная операторская работа Михаила Ильенко и идеальное музыкальное сопровождение – недаром Кустурица назвал этот фильм лучшей картиной, снятой до сих пор. Моя учительница по литературе почему-то имела к этой повести личную неприязнь, и мы скомкав заглотили произведение. Я скандалила, ругалась с ней. В итоге, за сочинение на 12 страниц, которое я написала под впечатлением от этих двух фактически самостоятельных шедевров, я получила трояк и сниженный выпускной балл по литературе. Но я не жалею, игра стоила свеч, поэтому настоятельно советую прикоснуться хотя бы к чему-то одному.

«Человек с киноаппаратом», (Дзига Вертов, 1929)
Можно дать этой ленте сухое стереотипное определение «бессюжетный документальный эксперимент, признанный мировым кинематографическим сообществом», но слова эти несколько блеклы и даже немного смешны. Фильм, который поразителен всем – начиная от количества склеек кадров из хроники обычной жизни людей на пороге 1930-х, заканчивая бесконечным полем для цитат и впечатлений. Изначально лента немая, но показывалась в кинотеатрах с оркестровым сопровождением. Я же смотрела с аккомпанементом The Cinematic Orchestra, что дополнило эту ленту и даже в некоторой степени переполнило. Артхаус ХХ века должен рыдать и биться в истерике – все приемы придуманы, куда же дальше? В общем, если на GOGOLFEST вы пропустили экранизацию «Землі» под выступление киевской етно-группы Даха-Браха - это будет более чем достойной домашней альтернативой. К тому же, если вы находитесь в поиске формы, ритма, пятна – смотрите с усиленным вниманием, лента окрыляет.

«Біля річки», (Ева Нейман, 2007)
Ева Нейман в этом году отсылает на «Оскар» свою драму «Дом с башенкой». Картина уже взяла главный приз на фестивале в Карловых Варах, поэтому я буду всей душой болеть за ее успех у американских киноакадемиков. «Біля річки» - полнометражный дебют талантливой украинки. Атмосферная зарисовка про потерявших счет годам старушек, матери и дочке, проводящих вместе «один прекрасный день». Очень жизненная и лирическая история без начала и конца одновременно отсылает и к Чехову, и к Муратовой, и к городским романсам и даже к Тоону Теллегену. При этом, все это в приятной охристой гамме, как раз для осенней медитации с некоторым процентом смешных и очень милых разговоров о сбывшихся мечтах и еще существующих надеждах. Ведь, в общем-то, старушки так крепко любили друг друга, что сделались несчастны. Кому это нужно, так они считали. «Любовь…- думали они пренебрежительно.- Вот ведь чепуха-то!»


«Первый этаж», (Игорь Минаев, 1990)
В этой перестроечной драме Игоря Минаева все очень контрастно: композиционно безупречные кадры и хаотично-растерянная окружающая действительность. История одного года из жизни трагически влюбленных прорисована игрой светотени в некий декадентский эстамп, которому позавидует сам Обри Бердслей. Фильм о болезненных зависимостях, о страстях, затмевающих разум, о том, как ревность, войдя в реакцию с безразличием, может привести к совершенно неконтролируемым последствиям. Снятый практически в безвоздушном пространстве, этот постсоветский нуар по-хорошему удивляет. К нему точно применимо слово «desaturated», означающее в вольном переводе «лишенное насыщенности цветом», но отнюдь не «блеклое», которое еще раз подчеркивает, что черно-белое кино способно вызвать эмоцию почище любого 3D, игрой пятен рисуя картину живую, контрастную и яркую. Жаль только, что умение делать такое кино, осталось в стране, которой уже давно нет.


Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай з кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Old money — естетика, яка ніколи не вийде з моди: складаємо образи...


Читайте також
Популярні матеріали