КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ СТРЕССА И НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ...

3 ОБУВНЫХ ТРЕНДА, КОТОРЫЕ ТРАНСФОРМИРУЮТ ЛЮБОЙ...

11 ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, КОТОРЫЕ КЕЙТ МИДДЛТОН...

5 НЕБАНАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНА...

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ: ЧТО ТАКОЕ ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ И...

По сути: все, что нужно знать о Берлинале 2019

Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич посетила Берлинале 2019 и специально для ELLE.ua рассказала о самых ярких его событиях.

 

Рейтинг статьи / 0
0 5 0

69-й Берлинский кинофестиваль запомнился прежде всего тем, что... практически не запомнился своей программой. При этом у него были все шансы для того, чтобы быть знаковым и даже историческим: Берлинале 2019 стал финальным аккордом для многолетнего директора фестиваля Дитера Косслика. На этом посту он провел почти 20 лет.

В этом году «эпоха Косслика» закончилась. Безусловно, в течение всего фестиваля именно он был ключевой фигурой. На церемонии открытия гости рассыпались в благодарственных речах в его сторону, а во время закрытия о нем показали небольшой фильм — и это даже довело 70-летнего Косслика до слез.

Вместе с тем, если уж именно директор стал главной звездной фигурой кинофестиваля, то составить ему компанию особо было некому — звездных лиц на красной дорожке практически не наблюдалось (кроме разве что главы жюри Жюльет Бинош и нескольких немецких актрис), да и программа тоже не была переполнена громкими именами. Собственно, большую часть в ней заняли дебюты и малоизвестные режиссеры, что вызвало немало вопросов и недоумения.

А ведь одной из причин смены руководства фестиваля стали именно требования перемен в программе. Еще год назад немецкие кинопрофессионалы наперебой говорили о том, что фестиваль должен стать более современным и гибким, соответствовать актуальным трендам и тенденциям, а не ограничиваться социально-политической тематикой. Но если так и будет, то разве что в дальнейшем. В этот же раз Берлинале снова подтвердил свое звание самого политического европейского киносмотра — практически все фильмы в программе так или иначе поднимали острые социальные и политические темы.


Не обошлось без скандалов: с программы фестиваля сняли сразу два китайских фильма - картину Чжана Имоу «Одна секунда» и дебют Дерека Квок-чунг Цана «Лучшие дни». По официальной причине, работу Имоу убрали из-за технических сложностей, связанных с постпродакшеном. Но пресса тут же обвинила в цензуре власти Китая, ведь события в фильме разворачиваются во время китайской «культурной революции». Картину «Лучшие дни» сняли с программы, поскольку, как выяснилось, фильм не получил от властей Китая официального разрешения на показ.

Рисковал фестиваль остаться и без фильма Изабель Койшет «Элиза и Марсела» от стримингового сервиса Netflix. 160 немецких независимых кинотеатров выступили с заявлением для Берлинале и министра культуры Германии Моники Грюттерс, в котором требовали снять с конкурса картину, поскольку Netflix – это малый экран, а Берлинале поддерживает именно большие.

К заявлению присоединилась европейская Ассоциация артхаусных кинотеатров (CICAE). Активисты считают, что стриминг-сервис использует крупные фестивали как маркетинговые площадки, что снижает ценность и место кинотеатров в мировой культуре. Однако дирекция Берлинале отказалась убирать фильм из программы, аргументируя это тем, что он сначала будет показан в испанском кинопрокате и только потом окажется на Netflix.

Кадр из фильма «Элиза и Марсела»

Команда Одесского международного кинофестиваля традиционно отсматривала все фильмы Берлинале — лучшие из них в Украине можно будет посмотреть на юбилейном десятом ОМКФ с 12 по 20 июля. Ждем у нас, в частности, фильм Агнешки Холланд «Гарет Джонс», совместного производства Польши, Украины и Великобритании. В Берлине фильм был одним из самых ожидаемых — билеты на премьеру разошлись еще за несколько дней до показа. Агнешка Холланд сняла картину на основании реальной истории британского журналиста, который решил рассказать мировому сообществу всю правду о Голодоморе в Украине 1932-33 годов. Кстати, перед показом творческая группа фильма вышла на красную дорожку, держа в руках плакаты с портретами Олега Сенцова и надписями FreeSentsov и Freedom of speech is not a crime. Картина получила довольно неоднозначные отзывы: некоторые критики назвали ее сумбурной и чересчур затянутой, а другие — мощной, детальной и эмоциональной. Жюри оставило фильм без наград, но зрителей, равнодушных к «Гарету Джонсу», в Берлине точно не было.

Победители Берлинале 2019 не удивили. Фильму «Синонимы» израильского режиссера Надава Лапида кинокритики дружно прочили победу — и сошлись в этом с жюри, которое присудило картине «Золотого медведя». Тема самоидентификации личности, мягко, но настойчиво показанная в картине, оказалась в этом году самой актуальной. Вторую по значимости награду — Гран-при Берлинале — увез Франсуа Озон за фильм «Милостью божьей» (при том, что многие уже назвали эту картину самой слабой из всех работ этого известнейшего режиссера).

Кадр из фильма «Синонимы»

Награду за лучшую режиссуру в этом году получила Ангела Шанелек за драму «Я был дома, но...», а приз Альфреда Бауэра за открытие новых перспектив в киноискусстве достался картине «Крушитель системы» Норы Фингшайдт. Кстати, в этом году 7 картин, номинированных на главную награду, сняли женщины-режиссеры — для Берлинского кинофестиваля это рекорд. Что ж, теперь ждем юбилейного, 70-го Берлинале — с новым руководством и, будем надеяться, с новой, более занимательной программой.