ELLE: Какие материалы будут представлены на выставке?
Александр Соловьев: Раньше, в частности в 80-х годах, были так называемые союзные показы, основная функция которых была коллекционная: по их итогам выставочная комиссия закупала лучшие работы. Потом часть этих "экземпляров" шла в различные учреждения: от клубов до предприятий. За все время существования СССР такие выставки были официозные и предназначались для службы партийному пропагандистскому делу. Понятно, что и покупались на них только произведения зубров соцреализма.
1988-й в этом смысле оказался уникальным. В этом году была осуществлена одна из последних закупок произведений искусства в фонды союза художников. И в то же время это была первая закупка живописи, скульптуры и графики без соцреалистической направленности. Собственно, на выставке будут представлены работы из данной коллекции.
ELLE: Откуда возникла идея заглянуть в коллекции работ 1988 года и показать их именно сейчас, на выставке Kiev Fine Art?
А.С.: Именно сейчас, потому что с 1988 года уже прошло 25 лет, то есть четверть века. Ровно такой же возраст и современного украинского искусства. Так что самое время обернуться назад и посмотреть, с чего все начиналось и во что превратилось.
Вообще «матч-пойнт» − это переломный момент, переходящее состояние, пограничье. 1988-й как раз об этом. Безусловно, ничто не происходит в одночасье − этот процесс начался еще в 85-м и закончился 90-ми). Однако за данный период 1988 год стал кульминационным и самым ярким.
Есть еще одна причина, почему коллекция – это срез одного года. Конечно, можно было бы представить все 80-е, но нам показалось, что именно художественные работы, публикации и плакаты 88-го будут нагляднее, убедительнее и познавательнее. Ведь в то время лишь за один год происходило невероятное количество серьезных событий.
Что же касается искусства, то в 1988-м состоялась всесоюзная выставка живописи «Мир. События. Человек», что уже являлось новшеством, поскольку раньше все показы были приурочены к какому-либо празднику (Дню октября, милиции или же победы в сельском хозяйстве) и имели идеологические названия типа «Земля и люди».
Финал этой экспозиции был в Москве. Впервые выставка прошла с учетом национальной идентичности: каждая республика занимала свой сектор. Украине было предоставлено два больших пространства. И именно этот показ в хорошем смысле вызвал в художественной среде удивление и шок.
Оказалось, что в Украине работают отличные молодые художники, и они способны достойно продемонстрировать новое качество украинского искусства. На этой выставке засветились такие молодые живописцы, как Савадов, Гнилицкий, Голосий, Панич, Реунов, Трубина, Ройтбурд, Рябченко. Было очевидно, что пришло новое поколение, которое вскоре получило название «Южная альтернатива», «Новая волна», а русский искусствовед и арт-критик Бажанов охарактеризовал творчество данной группы художников как «необарокко трансавангардного типа». Собственно, многие работы с той выставки и вошли в коллекцию, часть которой можно увидеть сейчас в "Мыстецком Арсенале".
Валерия Трубина "Езда на собаке"
ELLE: Но экспозиции 1988 года – это были не первые показы молодых украинских художников. К примеру, в 1986-м состоялась 16-я Молодежная выставка в Москве, а в 1987-м – ее аналог, Республиканская молодежная выставка в Киеве. Выходит, что они не были переломными?
А.С.: Действительно, выставка 86-го тоже считалась переломной, но там еще оставалось слишком много старого. Более того, на этом старом была построена экспозиция: заказные работы, сюжетные заказные темы… В то время новые художники из Киева, Одессы, Харькова, Львова только появились.
Но ситуация была очень динамичной. Уже в 1988 году «новое» отвоевало весь плацдарм. Это были первые выставки, которые практически освободились от пут соцреализма. А в произведениях, которые мы отобрали специально для нашего показа, уж точно нет тех, которые хоть как-то связаны с доминировавшим тогда стилем.
Зоя Сокол "После дождя"
ELLE: В проект «Матч-пойнт 88» входят не только работы молодых советских художников, какие еще разделы были включены в экспозицию?
А.С.: Во-первых, мы представляем линию политического плаката. Он интересен с двух точек зрения. С одной стороны, это искусство, канувшее в Лету, поскольку данный жанр перехлестнули новые медиа, взяв на себя функцию освещения насущных проблем и конфликтов. С другой стороны, интересно рассмотреть плакат как вид искусства.
Данный жанр в Советском Союзе пережил много различных эпох и видоизменений. Но все это время он был инструментом в руках партии. Выработался даже стиль наглядной агитации, с определенными клише, стереотипами, лозунгами. В 80-е годы политический плакат вспомнил о своих главных функциях: обличать и ставить диагноз. И вот тогда этот стиль вновь занял критическую нишу.
Виталий Шостя. "О если бы у меня был духовный меч" 1988
Все плакаты, которые будут представлены у нас на выставке, являются оригиналами. Они отражают злобу дня, ставят острые социальные вопросы и освещают актуальные перипетии и коллизии. В частности, есть плакат за восстановление Киево-Могилянской академии, которая тогда была военно-морским училищем, на нем красуется герб Могилянки, перетянутый военным поясом. На другом изображен кролик-мутант и вопрос «Кто мы? Куда мы идем?» Есть также и киноплакаты к знаменательным и культовым фильмам того времени «Асса» и «Зона».
Виталий Витер Киноплакат "Асса"
Еще одна важная часть экспозиции – информационная и документальная. Для нее мы подобрали вырезки, красноречивые заголовки из газет, журналов, публикаций того времени. Все они касались бэкграунда – жизни, а она тогда была очень насыщена, динамична, остросюжетна и противоречива. В 1988-м прошли первые митинги, возникли «народные фронты» в Прибалтике, появились первые претензии на отделение от СССР, первые демократические процессы, первые проблески рыночных моментов, Горбачев объявил «Перестройка. Гласность. Ускорение. Демократия», и это далеко не все. Данные моменты будут присутствовать на выставке в виде коллажа.
ELLE: Большинство живописных работ выглядит весьма миролюбиво. Тут у многих, наверное, возникает вопрос, почему все эти социальные проблемы так остро не отобразились в живописи?
А.С.: У живописи свои законы. У нее не может быть таких же функций, как у того же политического плаката. Тут другие средства, другой язык, другие возможности и главное – другая сила воздействия. Поэтому она ориентируется на вневременные рамки, но все равно отпечаток времени на ней есть. Скажем, Ройтбурд реагирует на политическую ситуацию и, используя эзопов язык, создает работу «Корабль дураков», Дмитрий Фищенко пишет антиутопию, на которой изображен высохший Днепр − реакция на экологические проблемы, Бевз показал человека без ноги, что косвенно отсылает к выведению войск из Афганистана. Но в основном на выставке преобладает, конечно, хорошая живопись, которой уже было разрешено заниматься поисками цвета, фактуры. Не нужно было больше делать агитки, а можно было работать. Поэтому мы выставляли все вещи, даже лирического плана, рассчитывая на то, что на контрасте с остальным они должны сыграть и создать определенное настроение эпохи.
Виталий Витер, "СССР"
Петр Бевза "Весть из Афганистана"
Как изменилось восприятие тех событий? Какие переживания были тогда и как это все оценить сейчас?
Это были первые шаги. Безусловно, сейчас они могут показаться робкими, но не в то время. В любом случае, ценны они именно тем, что были первыми. Опять же, возвращаясь к названию, это был «матч-пойнт»: тогда еще никто не знал, что все скоро рухнет, и было совершенно неясно, в какую сторону данная история повернет. Ну и, конечно, есть здесь и увлекательные исторические, а для многих и ностальгические моменты.
Александр Ройтбурд "Корабль дураков"
Фотоотчет с открытия выставки смотрите здесь.