Новая благотворительность: как и почему мы должны помогать людям?

Почему благотворительность стала лучшей модной тенденцией последних лет, выясняла Лена Скачкова

Сначала человечество изобрело монеты, чуть позже — традицию делиться ими. Случилось это еще до нашей эры, а широкое распространение получило в Древней Греции. Цепочка такая: английское слово charity произошло от латинского caritas, которое означает то же, что греческое агапэ — любовь к ближнему.

А вот критика подаяния появилась намного позже и была оскароносной — в том смысле, что генерировал ее Оскар Уайльд. По мнению писателя, подающий уличным беднякам дает несчастным не удочку, но рыбу, то есть не вникает в проблему, а желает разово отделаться от назойливой информации. Другое дело — помощь осознанная. Когда ты знаешь, кого поддерживаешь и зачем, мир постепенно становится лучше.

Помогать можно по-разному: финансами, информацией, поступками. С деньгами вроде все более или менее понятно: находите фонд с хорошей репутацией (ее важный признак — прозрачная отчетность и системный подход) и перечисляете сумму. Можно оказывать адресную помощь конкретным людям или делиться знаниями и умениями. Например, в июне в Украине прошла серияязыковых лагерей GoСamps: активисты организации GO Global пригласили волонтеров из 38 стран мира, чтобы дети могли бесплатно учить английский.

Праздновать дни рождения, печь печенье, ходить на пикники или качать пресс тоже можно с пользой для всех. Фонд «Таблеточки», помогающий детям с раком крови, создал онлайн-платформу super.tabletochki.org, на которой каждый может объявить собственную кампанию помощи. На сайте есть перечень идей и подсказки, как сделать все интересно и полезно. В общем, фонд методично продвигает важную мысль: помогать — это нормально. И несложно.

Разумное потребление и распределение ресурсов — тоже своего рода благотворительность по отношению к планете, а значит, и к себе самому.

Не «прийти и отдать деньги на благотворительность», а провести время с пользой, в первую очередь для себя — суть Charity Weekend. Проект Маши Ефросининой, организованный совместно сфондом «Твоя опора», включает цикл мастер- классов от известных и интересных людей, которые делятся своим опытом в самых разных сферах, а деньги от продажи билетов идут детям, нуждающимся в помощи.

В последнее время модно бегать в поддержку детей — то есть выходить на пробежку. Здесь вообще двойная польза: и тело к пляжу готовишь, и обществу помогаешь. Такие кампании можно создавать в соцсетях: работаешь над собой, делаешь фото со здоровым румянцем, под ними пишешь контакты организации, в поддержку которой ты устроил весь этот личный марафон. Друзья радуются твоему порыву и понемногу перечисляют средства.

Новое событие — арт-ниша CAN!, которую организовал проект об искусстве взаимодействия Adult совместно с галереей Triptych: Global Arts Workshop. Это не разовая акция, а системный подход. Благотворительная ниша CAN! (Сharity Art Niche) появляется в галерее раз в месяц всего на пять дней. Средства от продажи представленных работ направляют в поддержку детей, заболевших раком крови. Люди могут посмотреть картины, начать собирать или пополнить собственную коллекцию и одновременно поддержать тех, кому нужна помощь.

В целом идея решать проблемы общества посредством искусства не нова. Например, в 2013 году Леонардо Ди Каприо вместе с Christie’s устроил благотворительный аукцион «11-й час». Лео лично ездил в мастерские художников и предлагал им принять участие в проекте. Актер думал, что художники будут жертвовать лишь процент от продаж в Фонд спасения экологии, однако многие отдали 100% прибыли. В результате организаторы собрали почти вдвое больше средств, чем рассчитывали.

«Для меня эталонным союзом искусства и благотворительности является инсталляция Пола Камминса и Тома Пайпера «Кровь обагрила земли и моря» (Blood Swept Lands and Seas of Red), которую установили в лондонском Тауэре к столетию Первой мировой войны, — говорит культурный дипломат, научный сотрудник Оксфордского университета и соавтор проекта CAN! Мирослава Хартмонд. — Инсталляция состояла из 888 246 красных керамических маков. Именно столько британских солдат погибло в той войне. Маки распродали, а вырученные средства направили в поддержку благотворительных организаций, которые помогают военным вернуться к мирной жизни. Проект стал кульминацией давней традиции: на каждую годовщину войны британцы прикалывают к одежде красные маки и жертвуют деньги на добрые дела. Украине не хватает подобных массовых акций».

Не «прийти и отдать деньги на благотворительность», а провести время с пользой, в первую очередь для себя — суть Charity Weekend.

Разумное потребление и распределение ресурсов — тоже своего рода благотворительность по отношению к планете, а значит, и к себе самому. Например, в Киеве уже несколько лет работает магазин «Ласка», построенный по принципу грамотного потребления. Каждый гость может сдать сюда вещи, которые уже не носит. Стилисты их сортируют, комбинируют, создают модные образы, а вырученные средства (за вычетом тех, что идут на содержание магазина) переводят в благотворительные организации или вкладывают в социальные проекты.

Есть у «Ласки» и собственное производство. Например, люди с ограниченными возможностями изготавливают на специальных станках коврики из одежды, непригодной для носки. Здесь вам и переработка, и трудоустройство для тех, кому не всегда легко найти работу.

Другой пример. На базе первой благотворительной торговой платформы «Мурахи» (murahy.com) каждый может выставить на продажу вещь, которой уже не пользуется, — от книг до бытовой техники. Вырученные средства «Мурахи» распределяют между благотворительными организациями-партнерами. Часть идет на помощь вынужденным переселенцам. Социальный бизнес и проекты, продвигающие идеи разумного потребления — понятия, сходные с благотворительностью. Все они помогают делать важное: создавать мир, в котором приятно жить.

Рассказывают создатели благотворительного магазина «Ласка» Анна Уварова и Анна Грищенко.

Как вы придумали «Ласку»?

У проекта есть третья соучредительница, Лена Линькова, которая привезла эту идею из поездки и зажгла нас желанием открыть благотворительный магазин в Киеве. Это было четыре с половиной года назад.

Как вещи появляются в магазине?

Важна мотивация: человек узнал о нас, перебрал гардероб, освободился от лишнего и подарил его нам. В основном это качественные вещи в хорошем состоянии. Дальше мы отбираем одежду. Стильные вещи продаем в магазине, а 40% прибыли передаем на благотворительность. То, что не одобрено стилистами, передается социально незащищенным людям через специальные центры и приюты.

Как вы взаимодействуете с другими социальными проектами?

Например, мы продаем свечи, которые изготавливают люди с синдромом Дауна. Они живут при специальном центре в Днепровском районе Киева. Для них это хендмейд-терапия. В свое время преподаватели центра ездили в Германию по обмену, где их научили технологии, дали оборудование. Деньги от продажи свечей идут на покупку материалов и повторную терапию для тех, кто их делает. Еще «Ласка» заботится об экологии. Некоторые вещи, которые нам отдают, уже нельзя носить, но выбрасывать — не экологично. Так родился проект, в рамках которого мы передаем ветошь на изготовление ковриков Recycled Rugs, а затем реализуем их. Коврики делают пожилые люди, некоторые из домов престарелых. Так мы создаем возможность утилизировать старые вещи и помочь незащищенным слоям населения.

Социальным бизнесом можно себя обеспечить?

Стать сказочно богатым — нет, но зарплату получать можно. Все зависит от потребностей. Чтобы качественно делать проект, нужно отдавать ему много времени. А это значит, бизнес должен приносить достойный заработок. Человек в принципе должен получать достойную оплату своего труда. Мы к этому стремимся.

Как найти финансирование?

Важно изначально прописать проект и серьезно просчитать бюджет. Сумму до 150 тысяч гривен, например, вполне можно собрать на краудфандинг-платформе «Спільнокошт». На организацию производства этого не хватит, а на проект, где что-то готовое реализуется — вполне. Мониторьте интернет, формируйте для себя новостную среду через подписку, рассылку. Есть минимум пять фондов, которые дают гранты на хорошие социальные проекты. Знание английского, умение искать нужную информацию, стремление к самообразованию и развитию — ключи к успеху.

Где учиться бизнесу?

В Киеве есть образовательный центр Startup Ukraine, в Одессе — Impact Hub, где проходят полезные лекции. Если нет бюджета на оплату лекций — читайте книги, ищите онлайн-курсы на coursera.org. Сейчас много знаний доступны бесплатно. Важно перед стартом бизнеса поработать в выбранной сфере, чтобы понять структуру. Если это магазин — нужно постоять за прилавком. Если общепит — пойти в кафе. Лекция не даст того, что даст практика.

Кого поддерживает «Ласка»?

Мы помогаем фондам «Таблеточки», «Жизнелюб», Гостомельскому приюту для собак, развиваем проект совместно с БФ «Единственная» по социальной адаптации ребят в детских домах, а также оплачиваем терапию для ребенка с ДЦП.

Как придумать идею социального бизнеса?

Важно понимать: cоциальный бизнес решает проблему, не переставая зарабатывать деньги. Любой бизнес может быть социальным. Найдите проблему, которая вам близка, и придумайте, как с ней работать. Она должна быть серьезной не только для вас, но и для места, где вы находитесь. Вначале можно так: проживи неделю, опиши проблему, с которой сталкиваешься, пойми, как с ней работать, получи опыт в подобном бизнесе, а когда почувствуешь готовность — создавай собственный.

 


Реклама

Популярні матеріали

Чорна п’ятниця: які знижки пропонують українські модні бренди...


Як доглядати за жирною і сухою шкірою взимку: великий beauty-гід...


5 фільмів з Гʼю Ґрантом, які варто подивитися


Читайте також
Популярні матеріали