Экран покажет наш: закулисье мировых кинофестивалей

Престижный кинофестиваль сравнивают с большим праздником, где элегантные кинозвезды представляют избранной публике свои новые фильмы. Впрочем, фестиваль фестивалю рознь, считает Алексей Тарасов и приоткрывает нам закулисье лучших кинофорумов мира.

Канны, Венеция и Берлин — три вожака в обширной стае международных кино-форумов, каждый по-своему трактует моду. Если вы смотрите душераздирающую драму про отважную лесбиянку, потерявшую ногу на войне в Лива-не, или про удмуртскую пенсионерку, у которой скоро свадьба, — значит, вы в Берлине. Фестивальный дворец на площади Марлен Дитрих давно и надолго оккупировали политические беженцы, национальные меньшинства, обиженные и угнетенные — словом, социально значимое кино, результат немецкой терпимости и гуманизма. Совсем другая история на острове Лидо. С тех пор как венецианскую Мостру (от итальянского mostra — «смотр») возглавил Марко Мюллер, дипломированный востоковед, а точнее — китаист, в конкурсной программе не продохнуть от азиатов. Но у господина Мюллера есть заботы и поважнее. Во-первых, в 2009-м на Лидо затеяли грандиозный ремонт, так что и без того зыбкая венецианская почва в буквальном смысле стала уходить из-под ног. Во-вторых, Мостра продолжает битву насмерть с кинофестивалем в Торонто, который начинается одновре-менно с Венецией, но в отличие от нее может похвастать крупнейшим кинорынком, где заключают сделки по купле-продаже фильмов в разные страны. Разодетые звезды в мерцании фотовспышек — всего лишь упаковка, пыль в глаза. На самом деле кинематографисты целят чуть ниже, в область кармана с бумажником. И драма директора Мостры в том, что сразу после венецианской премьеры продюсеры пакуют чемоданы и улетают прямиком в Канаду, наплевав на то, победит их картина или нет. Если собрать все фестивальные призы вместе, получится недурственный зоопарк: в Берлине — медведи, в Роттердаме — тигры, в Локарно — леопарды, в Венеции — львы. Но все-таки самая ценная в мире кино награда относится к миру флоры. Каннская «Золотая пальмовая ветвь» дорогого стоит, а сам фестиваль в Каннах наиболее снобистский из всех. Даже журналистов здесь делят на касты — по цвету бейджа с аккредитацией. Чего у каннских отборщиков не отнять, так это врожденного чутья — как ни крути, основные кинотенденции зарождаются на Лазурном берегу. Они первыми начали признаваться в любви к компьютерной анимации вроде «Шрека», первыми спели осанну набирающему обороты 3D. И это они открыли ультрамодных румынских режиссеров, умеющих так снять пенсионера в машине скорой помощи, нелегальный аборт или полицейского, изучающего английский по словарю, что слезами не обливаются только самые черствые сухари.

Рафинированная фестивальная публика так же падка на все блестящее, как и обыкновенные посетители районных кинотеатров, и не знает лучше-го развлечения, чем сходить поглазеть на кинозвезд. К примеру, в прошлогодних Каннах больше всего шуму наделали вовсе не Ларс фон Триер с Михаэлем Ханеке, а взъерошенный Роберт Паттинсон, которого на причале напротив отеля Carlton взяли в осаду девочки-подростки. Или, скажем, итальянский классик Эрманно Ольми, получавший в Венеции приз за вклад в кинематограф, рассказывал о своей славной карьере полупустому залу, а спустя два часа, на пресс-конференции Микки Рурка, репортеры чуть ли не висели на потолке. Как нетрудно догадаться, у каждого фестиваля свои фавориты среди артистов. Каннские зеваки теряют разум при виде Квентина Тарантино, которыйкаждый год по поводу и без является на Лазурный берег в очередном спортивном костюме. Лидо никогда не обходится без Джорджа Клуни — его тут считают практически своим. Клуни в капитанской фуражке на белом катере на фоне Сан-Марко — это классика, как спагетти с чернилами каракатицы. А одна из главных фестивальных тусовщиц в мире Тильда Суинтон успевает и здесь, и тут, и там. Притом что у нее есть собственный фестиваль — дислоцированное в шотландской глубинке камерное мероприятиес поэтическим названием The Ballerina Ballroom Cinema of Dreams («Кино снов в танцевальном зале «Балерина»). Можно даже сказать, что фестиваль с актером в роли директора — тоже тренд. У Роберта Де Ниро — «Трибека», который запустили вслед за самолетами, протаранившими нью-йоркские башни-близнецы: Де Ниро с дру зьями поставил перед собой задачу приободрить манхэттенцев пос-ле трагедии 11 сентября. У Роберта Редфорда — «Сандэнс», существующий уже тридцать с лишним лет. Строго говоря, фестивальный год начинается в январе именно со смотра независимых фильмов в Парк-Сити, штат Юта. На «Сандэнсе» самыйрасслабленный дресс-код, и на символических красных дорожках никто не морщится при виде сноубордических штанов или куртки-аляски. Правда, в последнее время старожилы жалуются на зачастившую в город ПэрисХилтон, следом за которой тихую провинцию наводнили несметные орды папарацци. Но и для Пэрис, и для других ценителей кино это всего лишь разминка: дальше фестивали пойдут один за другим. Сан-Себастьян и Карловы Ва-ры, Марокко и Тель-Авив, Каир и Москва, Санта-Барбара и Сан-Франциско, Пусан и Эдинбург, Токио и Лондон, Монреаль и Мар-дель-Плата. Показы стартуют в восемь утра и заканчиваются за полночь, не оставляя иного выбора, кроме как мужественно бороться со сном и стараться не клевать носом. И если вы в Венеции, а на Лидо хорошая погода — у вас, по сути, одна радость. В перерывах между фильмами заскочить на соседний пляж, на глазах у обвешанных золотом невозмутимых итальянских старушек зайти в соленые адриатические воды и, сладко зажмурившись, подставить лицо солнцу.

Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали