Один из крупнейших кинофестивалей в мире и главных событий в сфере культуры подошел к концу. Буквально на днях мы узнали лауреатов «Золотых» и «Серебряных медведей» 70-го Берлинале, а значит пора обсудить, что происходило с 20 февраля по 1 марта в столице Германии.
70-й Берлинале в этом году не только отмечал юбилей, но и существенные изменения. Диттера Косслика, который руководил кинофестивалем, заменили Карло Шатриан и Мариетте Риссенберг, что непосредственно отразилось на фестивале. К конкурсным программам добавилась секция «Столкновения», где было показано довольно необычное и смелое кино. Кому-то показалось, что эту программу Шатриан сделал под себя, добавив к Берлинале нотку Локарно, которое он ранее возглавлял.
О целесообразности новой программы говорить пока рано, но первое впечатление работает не на пользу «Столкновениям». Фильмы из этой секции удачно смотрелись бы в основном конкурсе, разбавив довольно пресных претендентов на награду.
Конечно же, и в этом году на Берлинале не обошлось без скандалов. Еще до старта фестиваля, в СМИ появилась информация о том, что первый директор кинофестиваля Альфред Бауэр некогда занимал руководящую должность в дирекции кино, созданной рейхом. По этому поводу уже начато расследование, но приз имени Бауэра поспешно отменили. Раньше его вручали за открытие новых путей в киноискусстве.
Во время открытия Берлинале, которое состоялось 20 февраля, почтили память погибших в городе Ханау, где накануне вечером были убиты 9 человек. Трагедия, произошедшая недалеко от Франкфурта-на-Майне, шокировала многих. И так совпало, что представленные на Берлинале фильмы часто затрагивали тему гонений, преследований людей по какому-либо принципу, притеснения, ограничения прав и смертной казни.
Собственно, картина о смертном приговоре в Иране, показанная в предпоследний день фестиваля, завоевала главный приз Берлинале 2020. «Зла не существует» — так называется лауреат «Золотого медведя». Фильм снял политический диссидент Мохаммад Расулоф, который по причине запрета выезда из Ирана не смог присутствовать на церемонии награждения, а потому приз вручили его дочери. В 2015 году подобное уже происходило на Берлинале. Тогда награды удостоился Джафар Панахи за фильм «Такси», но получить ее лично не смог — опять-таки из-за запрета покидать страну. Потому «медведя» получала племянница режиссера Ханна Саеиди.
В фильме Расулофа «Зла не существует» есть четыре новеллы о том, что такое смертная казнь и кто исполняет приговор. Для европейского зрителя такой вопрос уже давным давно не стоит, но для Ирана — это сегодняшняя реальность, в которой ежегодно выносятся сотни смертных приговоров.
Еще одним ярким политическим высказыванием был украинский фильм «Номера», снятый Олегом Сенцовым и Ахтемом Сеитаблаевым. Его показали еще до начала фестиваля и дважды уже во время киносмотра. Учитывая, что Берлинале все пять лет поддерживали украинского политзаключенного режиссера, появление фильма, пусть даже в «Специальных показах» было прогнозируемым. И к счастью, представить свой фильм Олег Сенцов уже смог лично, а ведь снимать приходилось отдаленно, пока режиссер находился в незаконном тюремном заключении в России и сообщал режиссерское видение Ахтему Сеитаблаеву касательно экранизации своей одноименной пьесы.
Если в мире «Номеров» общество следует выдуманным автором правилам, то в победителе документальной секции «Панорамы» реальные люди лишаются права на жизнь только за то, что они «не такие». Речь идет о сильной и шокирующей картине Дэвида Франса «Добро пожаловать в Чечню». Центр фильма — на представителях ЛГБТ-комьюнити в Чечне, которые подвергаются преследованиям и пыткам со стороны властей. Последние это, конечно же, отрицают. Тем не менее, в 2017 году впервые заговорили о массовых задержаниях геев. В результате к их спасению подключилась правозащитная организация, которая помогает людям выехать из страны, избежать пыток и сохранить жизнь. Мне понравилась фраза матери героя, которая присутствовала на показе. Она рассказала, как отнеслась к тому, что ее сын — гей: «У меня не так много детей, чтобы ими разбрасываться. Узнав, что мой сын — гей, я поняла, что он не изменился, а остался все тем же моим сыном».
Проблемы отцов и детей подняли и в победителе среди игровых фильмов секции «Панорама». Сербская драма «Отец» режиссера Срдана Голубовича бьет в самое сердце зрителя. Главный герой картины пытается вернуть детей, которых после нервного срыва жены забрала соцслужба. Отец за пять дней пешего хода преодолевает расстояние в Белград, чтобы лично подать жалобу министру. Это пронзительное кино о социальном неравенстве и силе отцовской любви покорило зрителей настолько, что они отдали ему главный приз «Панорамы» путем голосования.
На Берлинале много говорили о маленьких людях и их больших проблемах. Одним из таких высказываний была франко-бельгийская комедия «Удалить историю» режиссеров Бенуа Делепина и Гюстава Керверна. В центре сюжета — трое незадачливых друзей, чья жизнь летит под откос из-за технологического прогресса и неспособности с ним справиться. История получила специальный юбилейный приз жюри — «Серебряного медведя» 70-го Берлинале.
В черной комедии братьев Д’Инноченцо «Плохие сказки» маленькие люди из итальянской глуши, которые безразличны к своим детям. Те в свою очередь пользуясь ситуацией вседозволенности мастерят бомбы. Абсурдная, гротескная картина в результате заслуженно выиграла приз за лучший сценарий. А лучшим режиссером назвали южнокорейского автора Хон Сан Су, снявший драму «Женщина, которая убежала». Пока муж пребывал в командировке, героиня встречается с тремя подругами. По сути, это разговорное кино полностью построено на деталях, нюансах и недосказанности, которые делают «Женщину, которая убежала» едва ли не лучшим фильмом в карьере Хон Сан Су.
Награду за лучшую женскую роль вручили немке Пауле Бер. Она сыграла в фильме «Ундина» режиссера Кристиана Петцольда, который некогда был гостем 8-го ОМКФ. Картина, основанная на рассказе Ингеборг Бахман, получилась очень зрительской и романтичной — главная героиня находит новую любовь после того, как ее бросает возлюбленный. Интереса добавляет то, что героиня вроде и не человек вовсе, а морское божество. Лучшим актером назвали итальянца Элио Джермано за роль в фильме Джорджо Диритти «Скрытое». Картина рассказывает о художнике Антонио Лагуабе и его нелегкой жизни, которая меняется после встречи со скульптором Ренато Марино Маццакурати.
О превратностях судьбы, принятии решении и праве на них рассуждала и американская режиссер Элайза Хиттман в фильме «Никогда, редко, иногда, всегда», за что получила вторую по значимости награду Берлинале — Гран-при жюри. Тонкая и искренняя драма о подростковой беременности и аборте тронула многих зрителей, которые после показа пророчили фильму главную победу. Хиттман очень точно подметила нюансы болезненной темы, не превращая ее в трагедию, а констатируя право женщины на свое тело и на определенный выбор.
Самое спорное решение, как мне кажется, касается нашумевшего «ДАУ. Наташа» Ильи Хржановского и Екатерины Эртель. Эту часть большого проекта, посвященного физику Льву Ландау, снимал оператор Юрген Юргес, который ранее работал с Фассбиндером и Ханеке.
Ему присудили «Серебряного медведя» за достижения в области киноискусства. Решение спорное именно из-за этического вопроса о методах съемки и работы над этим проектом в целом — камера не выключалась даже в те моменты, когда герои не вполне отвечали за свои действия.
Возвращаясь к изменениям, которыми ознаменовался 70-й Берлинале, отмечу и победителей новой секции «Столкновения». В этой программе развернулась отдельная интрига — кто же станет лучшим в конкурсе экспериментальных фильмов, проводимого впервые. Главный приз и вправду достался необычному фильму. Восьмичасовая хроника жизни японской деревни «Труды и дни (Таеко Сиодзири в долине Сиотани)» снял американец С. В. Винтер и швед Андерс Эдстрем. По понятным причинам, восемь часов высидеть было нелегко, потому фильм разбили тремя антрактами. Картину снимали в долине Сиотани в течении нескольких месяцев в разные времена года, что позволило создать своеобразную фреску или даже гравюру.
Лучшим режиссером в «Столкновениях» справедливо стал Кристи Пую. Его «Мальмкрог» тоже нелегко было выдержать, а точнее вычитать. Поскольку в фильме говорят то на французском, то на румынском, приходилось неотрывно следить за английскими субтитрами, не исчезающими с экрана ни на миг.
Пока мы все перевариваем победителей 70-го Берлинале, осознаем нововведения и предвкушаем следующий фестиваль, наша команда активно готовит 11-й Одесский международный кинофестиваль. В Берлине мы старались максимально охватить все программы смотра, чтобы летом украинский зритель увидел самое лучшее и интересное из показанного.