Берлинале 2020: Юлия Синькевич о ключевых событиях кинофестиваля

Колонка генерального продюсера Одесского международного кинофестиваля

Юлия Синькевич

Один из крупнейших кинофестивалей в мире и главных событий в сфере культуры подошел к концу. Буквально на днях мы узнали лауреатов «Золотых» и «Серебряных медведей» 70-го Берлинале, а значит пора обсудить, что происходило с 20 февраля по 1 марта в столице Германии. 

70-й Берлинале в этом году не только отмечал юбилей, но и существенные изменения. Диттера Косслика, который руководил кинофестивалем, заменили Карло Шатриан и Мариетте Риссенберг, что непосредственно отразилось на фестивале. К конкурсным программам добавилась секция «Столкновения», где было показано довольно необычное и смелое кино. Кому-то показалось, что эту программу Шатриан сделал под себя, добавив к Берлинале нотку Локарно, которое он ранее возглавлял. 

О целесообразности новой программы говорить пока рано, но первое впечатление работает не на пользу «Столкновениям». Фильмы из этой секции удачно смотрелись бы в основном конкурсе, разбавив довольно пресных претендентов на награду. 

Конечно же, и в этом году на Берлинале не обошлось без скандалов. Еще до старта фестиваля, в СМИ появилась информация о том, что первый директор кинофестиваля Альфред Бауэр некогда занимал руководящую должность в дирекции кино, созданной рейхом. По этому поводу уже начато расследование, но приз имени Бауэра поспешно отменили. Раньше его вручали за открытие новых путей в киноискусстве. 

Во время открытия Берлинале, которое состоялось 20 февраля, почтили память погибших в городе Ханау, где накануне вечером были убиты 9 человек. Трагедия, произошедшая недалеко от Франкфурта-на-Майне, шокировала многих. И так совпало, что представленные на Берлинале фильмы часто затрагивали тему гонений, преследований людей по какому-либо принципу, притеснения, ограничения прав и смертной казни. 

Собственно, картина о смертном приговоре в Иране, показанная в предпоследний день фестиваля, завоевала главный приз Берлинале 2020. «Зла не существует» — так называется лауреат «Золотого медведя». Фильм снял политический диссидент Мохаммад Расулоф, который по причине запрета выезда из Ирана не смог присутствовать на церемонии награждения, а потому приз вручили его дочери. В 2015 году подобное уже происходило на Берлинале. Тогда награды удостоился Джафар Панахи за фильм «Такси», но получить ее лично не смог — опять-таки из-за запрета покидать страну. Потому «медведя» получала племянница режиссера Ханна Саеиди. 

В фильме Расулофа «Зла не существует» есть четыре новеллы о том, что такое смертная казнь и кто исполняет приговор. Для европейского зрителя такой вопрос уже давным давно не стоит, но для Ирана — это сегодняшняя реальность, в которой ежегодно выносятся сотни смертных приговоров.

Еще одним ярким политическим высказыванием был украинский фильм «Номера», снятый Олегом Сенцовым и Ахтемом Сеитаблаевым. Его показали еще до начала фестиваля и дважды уже во время киносмотра. Учитывая, что Берлинале все пять лет поддерживали украинского политзаключенного режиссера, появление фильма, пусть даже в «Специальных показах» было прогнозируемым. И к счастью, представить свой фильм Олег Сенцов уже смог лично, а ведь снимать приходилось отдаленно, пока режиссер находился в незаконном тюремном заключении в России и сообщал режиссерское видение Ахтему Сеитаблаеву касательно экранизации своей одноименной пьесы.

Если в мире «Номеров» общество следует выдуманным автором правилам, то в победителе документальной секции «Панорамы» реальные люди лишаются права на жизнь только за то, что они «не такие». Речь идет о сильной и шокирующей картине Дэвида Франса «Добро пожаловать в Чечню». Центр фильма — на представителях ЛГБТ-комьюнити в Чечне, которые подвергаются преследованиям и пыткам со стороны властей. Последние это, конечно же, отрицают. Тем не менее, в 2017 году впервые заговорили о массовых задержаниях геев. В результате к их спасению подключилась правозащитная организация, которая помогает людям выехать из страны, избежать пыток и сохранить жизнь. Мне понравилась фраза матери героя, которая присутствовала на показе. Она рассказала, как отнеслась к тому, что ее сын — гей: «У меня не так много детей, чтобы ими разбрасываться. Узнав, что мой сын — гей, я поняла, что он не изменился, а остался все тем же моим сыном». 

Проблемы отцов и детей подняли и в победителе среди игровых фильмов секции «Панорама». Сербская драма «Отец» режиссера Срдана Голубовича бьет в самое сердце зрителя. Главный герой картины пытается вернуть детей, которых после нервного срыва жены забрала соцслужба. Отец за пять дней пешего хода преодолевает расстояние в Белград, чтобы лично подать жалобу министру. Это пронзительное кино о социальном неравенстве и силе отцовской любви покорило зрителей настолько, что они отдали ему главный приз «Панорамы» путем голосования. 

Берлинале

На Берлинале много говорили о маленьких людях и их больших проблемах. Одним из таких высказываний была франко-бельгийская комедия «Удалить историю» режиссеров Бенуа Делепина и Гюстава Керверна. В центре сюжета — трое незадачливых друзей, чья жизнь летит под откос из-за технологического прогресса и неспособности с ним справиться. История получила специальный юбилейный приз жюри — «Серебряного медведя» 70-го Берлинале.

В черной комедии братьев Д’Инноченцо «Плохие сказки» маленькие люди из итальянской глуши, которые безразличны к своим детям. Те в свою очередь пользуясь ситуацией вседозволенности мастерят бомбы. Абсурдная, гротескная картина в результате заслуженно выиграла приз за лучший сценарий. А лучшим режиссером назвали южнокорейского автора Хон Сан Су, снявший драму «Женщина, которая убежала». Пока муж пребывал в командировке, героиня встречается с тремя подругами. По сути, это разговорное кино полностью построено на деталях, нюансах и недосказанности, которые делают «Женщину, которая убежала» едва ли не лучшим фильмом в карьере Хон Сан Су.

Награду за лучшую женскую роль вручили немке Пауле Бер. Она сыграла в фильме «Ундина» режиссера Кристиана Петцольда, который некогда был гостем 8-го ОМКФ. Картина, основанная на рассказе Ингеборг Бахман, получилась очень зрительской и романтичной — главная героиня находит новую любовь после того, как ее бросает возлюбленный. Интереса добавляет то, что героиня вроде и не человек вовсе, а морское божество. Лучшим актером назвали итальянца Элио Джермано за роль в фильме Джорджо Диритти «Скрытое». Картина рассказывает о художнике Антонио Лагуабе и его нелегкой жизни, которая меняется после встречи со скульптором Ренато Марино Маццакурати.

О превратностях судьбы, принятии решении и праве на них рассуждала и американская режиссер Элайза Хиттман в фильме «Никогда, редко, иногда, всегда», за что получила вторую по значимости награду Берлинале — Гран-при жюри. Тонкая и искренняя драма о подростковой беременности и аборте тронула многих зрителей, которые после показа пророчили фильму главную победу. Хиттман очень точно подметила нюансы болезненной темы, не превращая ее в трагедию, а констатируя право женщины на свое тело и на определенный выбор. 

Самое спорное решение, как мне кажется, касается нашумевшего «ДАУ. Наташа» Ильи Хржановского и Екатерины Эртель. Эту часть большого проекта, посвященного физику Льву Ландау, снимал оператор Юрген Юргес, который ранее работал с Фассбиндером и Ханеке.

Ему присудили «Серебряного медведя» за достижения в области киноискусства. Решение спорное именно из-за этического вопроса о методах съемки и работы над этим проектом в целом — камера не выключалась даже в те моменты, когда герои не вполне отвечали за свои действия. 

Возвращаясь к изменениям, которыми ознаменовался 70-й Берлинале, отмечу и победителей новой секции «Столкновения». В этой программе развернулась отдельная интрига — кто же станет лучшим в конкурсе экспериментальных фильмов, проводимого впервые. Главный приз и вправду достался необычному фильму. Восьмичасовая хроника жизни японской деревни «Труды и дни (Таеко Сиодзири в долине Сиотани)» снял американец С. В. Винтер и швед Андерс Эдстрем. По понятным причинам, восемь часов высидеть было нелегко, потому фильм разбили тремя антрактами. Картину снимали в долине Сиотани в течении нескольких месяцев в разные времена года, что позволило создать своеобразную фреску или даже гравюру. 

Лучшим режиссером в «Столкновениях» справедливо стал Кристи Пую. Его «Мальмкрог» тоже нелегко было выдержать, а точнее вычитать. Поскольку в фильме говорят то на французском, то на румынском, приходилось неотрывно следить за английскими субтитрами, не исчезающими с экрана ни на миг. 

Пока мы все перевариваем победителей 70-го Берлинале, осознаем нововведения и предвкушаем следующий фестиваль, наша команда активно готовит 11-й Одесский международный кинофестиваль. В Берлине мы старались максимально охватить все программы смотра, чтобы летом украинский зритель увидел самое лучшее и интересное из показанного. 


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали