ПРИНЦ ЧАРЛЬЗ ПРИДУМАЛ НЕОБЫЧНОЕ ПРОЗВИЩЕ ДЛЯ...

ЯК ВИГЛЯДАЛИ Б ЗІРКИ ІЗ ЗАЧІСКАМИ В СТИЛІ 80-Х?...

«КОНСЕРВЫ – ЭТО СМЕРТЬ», – 5 ПРОДУКТОВ, КОТОРЫЕ...

25 ИЮНЯ ВСТРЕТИМСЯ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОМ...

ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ПИТАЮТСЯ МОДЕЛИ

8 шагов, чтобы понять (и принять) современное искусство

Искусствовед и лектор «Культурного проекта» Ольга Балашова отвечает на самые распространенные и неудобные вопросы о современном искусстве

Искусство нам ничего не должно

Распространенное ожидание, связанное с нашим потребительским отношением, заключается в том, что искусство должно быть красивым, должно чему-то учить, должно разочаровывать или развлекать. Мы привыкли, что окружающая действительность устроена так, что нам все время хотят что-то продать, произвести впечатление. У искусства же в отношении ко всему потребительскому образуются своего рода антитела и сопротивление мнению большинства. И даже когда все (от рекламы до поп-сцены) станут предлагать вещи простые и незамысловатые, художники будут делать противоположное, требующее усилий и активного вовлечения интеллекта. Если все предлагают скорость как основную ценность — художники будут, наоборот, создавать длинные и тягучие видео, у которых нет начала и конца, с одной-единственной целью — сделать невозможным потребление искусства. Искусство как воплощение идеи красоты возникло в XVIII веке (тогда же появляется наука эстетика), но это очень скоро закончилось. Потому что единственное, что оставалось неизменным для искусства до ХХ века, — это идеал, но, как мы понимаем, идеал Средневековья отличается от наших современных представлений.

Ольга Балашова, куратор курса "Современное искусство" в рамках «Культурного проекта»

Доверяйте людям, которые посвятили свою жизнь искусству

Помню свой ужас, когда на 3 курсе (в академии мы тогда изучали эпоху Возрождения) я впервые попала на выставку современного искусства – «Первая коллекция» Пинчука в Доме художника – и увидела там борщ в разрезе с химическими элементами от группы «Перцы», «Атомную любовь» Ильи Чичкана, огромных размеров неряшливую живопись. Это повергло меня в шок. Через некоторое время, общаясь с художниками и критиками, я усомнилась, что на 3 курсе могу знать больше, чем люди, которые посвятили искусству всю свою жизнь. Я стала интересоваться их идеями и мотивами и очень скоро поняла, что никто не пытается меня обмануть. Можно было остаться и при своем мнении, и тогда моя вселенная третьекурсницы была бы до сих пор нерушимой. Не выталкивая себя за пределы собственного опыта, мы никогда не откроем нового, никогда не увидим то, что способны видеть только художники, никогда не почувствуем свободу, которая есть у них.

Изучайте «визуальный» язык

Понимание искусства похоже на понимание иностранного языка. Вы можете поехать за границу и постепенно осваивать новые для себя слова. А можно купить учебник или заниматься с преподавателем. Однако лучшим вариантом является комбинирование этих методов. В понимании современного искусства нужно опираться на свои ощущения, а дальше их перепроверять, читая аннотации на выставках, критические статьи, тексты по истории искусства. Набрав своего рода «лексику», стоит начинать обсуждать, дискутировать. Хорошее искусство всегда является предложением к рассуждению и обсуждению.

Джексон Поллок за работой

Не все, созданное в нашем веке, современное

Современными художниками мы можем называть людей, которые пытаются понять, как устроен нынешний мир, какие вызовы стоят сегодня перед искусством, обществом и человеком. Но рядом с ними есть авторы, которые придерживаются традиции, скажем, академической живописи, которая появилась еще в XVII веке. Все украинское художественное образование — академическое, оно не имеет никакого отношения к современности, оно родом из XVII века.

Несмотря на то, что мы не жили и в XIX веке, реализм (как основной творческий метод того времени) кажется нам абсолютно понятным. Но это поверхностное ощущение, ведь мы смотрим только на форму, которую узнаем; мы на самом деле не понимаем тот культурный контекст, в котором произведение было создано. А значит, мы его просто бездумно потребляем. Если же мы хотим разбираться в искусстве XIX века по-настоящему, то нужно серьезно подходить к изучению особенностей этой эпохи: что люди думали о себе и своем времени, как чувствовали, что было для них ценным, для кого художники создавали свои работы, как функционировала система искусства, как было устроено общество и т. д. Нынешнему же человеку воспринимать современное искусство гораздо проще, потому что он и является тем, кто живет, действует и чувствует в нашем времени.

"Фонтан" Марселя Дюшана

Доверяйте культурным центрам

При выборе выставок для посещения я руководствуюсь скорее локациями и институциями. Это, конечно же, «Мыстецкий арсенал», PinchukArtCentre, Центр визуальной культуры, «Изоляция», Bursa Gallery, галерея «Дукат», Closer.  В Харькове – «ЕрмиловЦентр», в Одессе – Музей современного искусства, во Львове самое интересное – это неформальные, организованные самими художниками выставки и галереи. Что касается мировых экспозиций, то тут стоит следить за различными биеннале, например Венецианской, Стамбульской или номадической европейской «Манифестой», есть «Документа» (проходит раз в пять лет в Касселе) – это то, что must-see, то, куда абсолютно точно стоит ехать.

Слушайте художников

Слово художника должно перевешивать авторитет любого искусствоведа. Нужно в первую очередь общаться с первоисточниками: ходить на встречи, слушать диалоги, читать их тексты, следить за ними в «Фейсбуке». Из книг советую обратить внимание на «Философию Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)», почитайте Грейсона Перри «Не бойтесь галерей», возьмите подборку текстов художника «Тиберий Сильваши. Эссе. Тексты. Диалоги». Есть еще журнал Prostory, для которого много пишут украинские деятели искусства.

Работы Марка Ротко 

Следите за современным художественным процессом

Молодые художники в Украине появляются не благодаря, а вопреки. Ведь наше образование не способствует этому, до последнего времени не было преемственности между художниками разных поколений: достигнув определенного уровня, они начинали скорее конкурировать, чем поддерживать друг друга. Единственный человек, который «сшивает» всех и считается авторитетом для разных поколений, — Тиберий Сильваши. Основным же местом для творческого развития молодых людей сегодня являются альтернативные художественные пространства. Например KAMA, в которой преподает художница Леся Хоменко. Лада Наконечная с коллегами создала свою школу и сделала уже несколько выпусков. Абсолютным открытием для меня стал Фестиваль молодых художников в «Арсенале». Появилось несколько очень интересных авторов, например Маша Плотникова, Юлиана Голуб, Сергей Григорян, Кристина Ярош и Анна Ходькова, Елена Субач, Вячеслав Поляков.

Рынок всегда догоняет и пытается присвоить себе те произведения, которые попадают в нерв времени. Это как с модой: «От моды нельзя уйти, так как она превращает в модную черту даже отказ быть модным», – писал Бодрийяр.

Сейчас наиболее интересное происходит в перформансе. На мой взгляд, это самое независимое искусство, которое противостоит рынку с конца 60-х. Поскольку оно требует от зрителя личного присутствия, то еще и самое достоверное, ведь собственный опыт – единственное, что нельзя сфальсифицировать в наше время.

Работа Сьюзен Ротенберг в музее Tate Modern

Понять и принять «Черный квадрат»

Для понимания картины нужно знать, какое место в творчестве Малевича занимает эта работа. У него была очень стройная теория развития искусства, которое в представлении живописца должно было достигнуть своей наивысшей формы — супрематизма. Сам художник тоже прошел этот путь — от импрессионизма до супрематизма. Данная же картина – главная точка в его теории эволюции искусства, которая одновременно закрывает предыдущий этап и открывает новый. Посмотрев на любую работу, созданную до «Черного квадрата», вы легко ответите на вопрос, что изображено на картине: либо обнаженная девушка на лоне природы, либо стол, на котором стоят персики, и девушка, которая сидит за ним, либо украинка в народном костюме. Но на самом деле это холст, на который наложены краски таким образом, чтобы вы видели то, чего нет. Но если вы зададите подобный вопрос о картине Малевича, то ответ будет прост: изображен черный квадрат на белом фоне. Это и есть то открытие, в котором точное совпадение между изображением и изображенным, между знаком и денотатом показало, куда движется искусство. Художник перестает продавать иллюзии в максимально правдивой упаковке и помогает от них избавляться.

Первый показ "Черного квадрата" Казимира Малевича

Узнать больше о современном искусстве можно на лекциях "Культурного проекта"

«Культурний проект» навчить вас розумітись на сучасному мистецтві

Рейтинг кращих місць для літнього відпочинку від Лесі Нікітюк

Редкий снимок: Джамала показала отца, мужа и подросшего сына

Загрузка...