«Франкенштейн» (самый первый)
Режиссер: Дж. Сирл Доули (1910)
Это факт: в свободное от изобретений время Томас Эдисон... сдавал свою лабораторию в аренду кинорежиссерам! Благодаря такой завидной практичности ученого и появился первый 13-минутный немой фильм о Франкенштейне, снятый тогда еще совсем молодым Дж. Сирлом Доули, впоследствии создавшем культовую «Рождественскую песнь». Кстати, в те времена на студиях еще не существовало департаментов по спецэффектам и гриму, так что исполнитель роли Франкенштейна, Чарлз Огл, гримировался и подбирал свой костюм самостоятельно, руководствуясь лишь описаниями, приведенными в романе Шелли, и собственным воображением.
«Франкенштейн» (самый культовый)
Режиссер: Джеймс Уэйл (1931)
Прошло всего 20 лет, и ситуация в Голливуде коренным образом изменилась. 30-е стали эпохой знаменитых «ужасов от Universal»: в моду вошли роскошные декорации и суперсложный грим. К примеру, превращение изящного Бориса Карлоффа во внушающее ужас создание Франкенштейна отнимало у художника Джека Пирса чуть ли не половину съемочного дня. Костюм актера, армированный металлическими стержнями и стальными электродами, вместе с трехслойным гримом весил ровно 24 кг! В нем Карлофф не мог нормально передвигаться по студии, так что обеды из столовой ему приносили прямо на съемочную площадку. Зато продюсер Universal, Карл Лаэмль был в восторге: «В глазах Бориса мы видели подлинное страдание, а именно это нам и было нужно!»
Похожие материалы:
«Молодой Франкенштейн» (самый смешной)
Режиссер: Мэл Брукс (1974)
«Повальное увлечение ужасами заслуживает хорошего осинового кола», – провозгласилв начале 70-х Мэл Брукс и незамедлительно создал свой эквивалент антихоррора– «Молодого Франкенштейна»! Режиссер был предельно педантичен: арендовал тот же замок, в котором снимали классику Universal, и даже отказался от цвета и «модных» операторских трюков! К счастью, при этом главный комедиограф США остался самим собой, а фильм, несмотря на всю свою синефильскую претенциозность, получил неплохие кассовые сборы, номинацию на «Оскар» и премию «Хьюго» за лучшую постановку.
«Франкенштейн» (самый двуликий)
Режиссер: Дэнни Бойл (2011)
«В этой постановке Франкенштейн и Чудовище в буквальном смысле творят друг друга, каждый вечер обмениваясь телами»,– рассказывает Дэнни Бойл о собственной версии романа Мэри Шелли в которой Франкенштейна-создателя и Франкенштейна-создание попеременно играют Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер – парочка лучших теле-Шерлоков современности. Каждый из актеров, по мнению режиссера, привнес в образ что-то свое: «У Миллера был маленький сын, наблюдая за которым, он проникновенно изобразил "новорожденное создание", – вспоминает Бойл. – Бенедикт же – другое дело! Он актер-интеллектуал и сотворил свой персонаж, руководствуясь лишь умом и… медицинскими справочниками!»
Похожие материалы:
«Франкенвини» (самый мультипликационный)
Режиссер: Тим Бёртон (1984 – короткий метр, 2012 – полнометражный анимационный фильм)
В 84-м детская версия «Франкенштейна» от тогда еще никому не известного Тима Бёртона, была воспринята студией «Дисней» в штыки. Получасовой черно-белый фильм о воскрешенной ребенком-Франкенштейном любимой собаке, признали абсолютно негодным для детской аудитории и отправили пылиться на полку, самого же Бёртона с позором уволили за перерасход средств. Разумеется, спустя 10 успешных фильмов его снова наняли для работы над «Алисой в Стране чудес», заодно заказав анимированный ремейк «Франкенвинни» в 3D (к тому времени лента по ценности сравнялась с нетленной диснеевской классикой).