4 вдохновляющих примера жизни в стиле eco-minded

В век технологий призыв «Назад к природе!» звучит неосуществимо. Да и нужно ли стремиться назад? Лена Сатарова убеждена: сегодня быть eco-minded означает быть на передовой технологий

Конечно, раньше реки были чище и деревья зеленее. Пьешь речную воду, зачерпнув ладошкой, а абрикосы ешь немытыми. Разговор об экологии часто начинается с легкой ностальгии, переходит в тревогу и наконец оборачивается депрессией. Мол, будь мы по-настоящему духовными личностями, мир не летел бы в пропасть с такой скоростью. Научились бы смирять желания и довольствоваться малым — могли бы жить в гармонии с природой, как Адам и Ева. А так — глобальное потепление, нехватка пахотных земель, питьевой воды, энергетических ресурсов... И поделом!

Но, как говорится, если бы да кабы, во рту бы выросли органические грибы. И пока потребительская сущность человека остается неизменной (со времен, когда неандерталец начал охотиться на мамонта, вместо того чтобы довольствоваться ягодками), все равно нужно что-то делать. Вопрос, над которым бьются экофилософы, активисты и передовые государства, — какую стратегию должна выбрать общественность, чтобы предотвратить пугающие последствия?

Очевидно, тенденция относиться к природе, как хищники, ведет не туда. Но так же очевидно, что вряд ли мы снова начнем носить в дом воду из колодца и стирать костюмы в речке. Нет, на индивидуальном уровне такая возможность есть: можно свернуть в трубочку амбиции, навязанные Вавилоном, и уйти в дауншифтерство, съехать в аскетичное эко-поселение. Но для мира, где скоро будет жить девять миллиардов, призыв «Назад к природе!» звучит смешно. Человек давно перерос стадию «естественного» образа жизни. Да и нужно ли стремиться назад?

Ральф Фюкс, экоактивист и автор книги «Зеленая революция: экономический рост без ущерба для экологии», видит выход не в сокращении потребления, а в грамотном ребрендинге понятия «потреблять». Он считает, что нынешний кризис вовсе не означает конца научно-технической цивилизации, скорее, это переход от промышленной эры к экологическому способу производства. Модным должен стать иной образ жизни. А самым сексуальным качеством современного денди — осознанность. Что это значит на практике? Фюкс приводит детальную картину будущего городов:

• Главный источник энергии — солнце.

• Здания становятся мини-электростанциями, которые производят больше энергии, чем потребляют.

• Люди передвигаются по городу на велосипедах и электромобилях: берут их напрокат, а затем возвращают на стоянку.

• При разработке новых продуктов определяющие факторы — энергоэффективность и возможность вторичного использования.

• Ультрафильтрационные установки превращают сточную воду в питьевую.

• Вокруг городов растут агропромышленные центры, объединяющие садоводство и животноводство, вторичную переработку сырья и производство энергии.

• Биотехнология становится одной из ведущих научных дисциплин.

• Искусственный фотосинтез позволяет преобразовывать солнечный свет, воду и углекислый газ в синтетическое топливо.

Звучит, как затянутый трейлер к фантастическому фильму? Но уже сегодня множество технологий и стартапов творчески решают вопрос экологичной жизни города. Предприниматели идут на это не только ради светлой идеи: в основе каждого eco-friendly бизнеса лежит выгодная модель монетизации. Даже когда за проекты берутся неприбыльные организации, за ними обычно стоят собственники коммерческих структур, которые так повышают свою репутацию и обеспечиваютсебе эффективную рекламу. Подчеркну еще раз: за экопроекты берутся не из-за своих высоких моральных качеств, а исключительно ради выгоды! Возможно, к потребительской природе человека просто нужен грамотный подход? Здесь приведены некоторые вдохновляющие примеры, которые работают уже сейчас (на самом деле их в сотни раз больше):

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ФЕРМА

Жители мегаполисов уже давно забыли запах и вкус настоящей зелени. А что если научиться выращивать свежий ароматный салат без пестицидов круглый год прямо внутри зданий?

Производители высокотехнологичной вертикальной фермы AeroFarms’ дают такую возможность каждому желающему. Выглядит это следующим образом: вы находите какой-нибудь заброшенный завод в черте города, решаете стать фермером и звоните в AeroFarms’. Затем получаете специальные блоки с салатом, корни которого обеспечиваются необходимым количеством влаги и удобрений благодаря специальной системе аэропоники, а листья вместо солнца тянутся к свету LED-ламп. Данные о росте и потребностях растений поступают на экран компьютера, чтобы вы в случае чего успели предотвратить их засыхание. 

Если верить AeroFarms’, урожайность салатов выше как минимум в два раза по сравнению с традиционным способом выращивания. Поэтому вертикальные теплицы — не просто классная экопримочка, а почва для прибыльного бизнеса. Без примочек тоже не обошлось: благодаря специальному соотношению света, подачи воды и удобрений вы сможете регулировать вкус салата — например, делать кресс острее, а латук слаще. Чем такие стартапы хороши? Альтернативное фермерство позволяет разгружать участки истощенной почвы и экономить водный ресурс до 95%!

ВЫСОКОПРОТЕИНОВОЕ ПЕЧЕНЬЕ ИЗ СВЕРЧКОВ

Забудем на минутку анекдоты о веганах. С точки зрения экологии, количество мяса в нашем рационе стоит сократить хотя бы до двух порций в неделю не потому, что коровы умирают со слезами страха в добрых глазах. Дело в другом: на содержание крупных аграрных хозяйств уходит колоссальное количество зерна и воды, какими можно было бы накормить и напоить многих нуждающихся. По данным профильного агентства ООН, животноводческая сфера высасывает из природы огромное количество ресурсов и приводит к увеличению выбросов в окружающую среду.

В поисках менее ресурсозатратного белка Лесли Зиглер и Меган Миллер из стартапа Bitty Foods обратились к азиатской практике, предложив разнообразить свой рацион… печеньем из сверчков. В интервью для Wired Лесли признается: «Многие люди брезгуют сверчками. Но когда они не видят самого насекомого, все меняется! Кто скажет «нет» печеньке?» Чтобы преодолеть визуальный барьер, который может отпугнуть потенциальных покупателей богатого протеином печенья, девушки выстроили грамотную маркетинговую стратегию. Сайт с удобным интерфейсом, крафтовые упаковки, продуманная дистрибуция по специализированным магазинам. Правда, пока спрос остается нишевым, цены тоже далеки от массовых — 20 долларов за 560 граммов сверчковой муки.

«ЗЕЛЕНЫЙ» ДОМ

Стратегию по сокращению выбросов углерода в атмосферу приняли уже многие страны. Ванкувер, Лондон, Копенгаген, Нью-Йорк разрабатывают программы по перестройке общественных зданий, чтобы их эксплуатация стала углеродно нейтральной. А первый образцовый «зеленый» дом построили в Мельбурне еще в 2006 году. Council House 2, или CH2, как его называют местные, оснащен солнечными батареями, которые поставляют 60% горячей воды, и газовой установкой, которая обеспечивает 40% электричества, что позволяет сократить выбросы углерода в окружающую среду.

Вся конструкция обошлась застройщику в 51 млн долларов, 12 из которых были инвестированы в экотехнологии. Прогнозируемый период окупаемости здания — менее десяти лет.

ПУБЛИЧНЫЙ РЕЧНОЙ БАССЕЙН

Еще один амбициозный городской проект, за который взялась неприбыльная организация Flussbad Berlin, — превратить 1,8 км реки Шпрее возле Музейного острова в Берлине в речной бассейн. Цели проекта — очистить воду до такого состояния, чтобы можно было спокойно плавать и не бояться случайно сделать глоток, а еще создать зеленую рекреационную зону на берегу и улучшить общий экологический фон реки. Основатели проекта, Тим и Ян Эдлеры, прогнозируют сдачу бассейна в публичный доступ к 2025 году — спустя ровно сто лет после закрытия последнего речного бассейна в Берлине. И хотя проект пока в стадии разработки, в канале уже проходят состязания среди пловцов на дистанцию тысячу метров.

Тягу человека к потреблению уже не изменить, но меняется кое-что другое. Это комфортные для жизни города. Это здоровье — физическое и психическое, а не мечты о трехэтажном доме и двухэтажном джипе любой ценой. Это выбор в пользу вечных вещей с историей, а не горы новых каждый сезон. К такому ходу мыслей приходят не все и не сразу. Но уже виден зеленый свет в конце туннеля. И исходит он не от абстрактных призывов к самоограничению и возвращению «назад к природе», а наоборот — от технологического роста и желания жить лучше уже сегодня.


Реклама

Популярні матеріали

Образ дня: Мадонна показує, як носити трендову шубу від...


Святковий wishlist популярних українських візажисток


7 образів в етностилі, які вам варто повторити цього Різдва...


Читайте також
Популярні матеріали