Самое сложное в подведении итогов года — назвать лучших. Хочется вспомнить все, но, как это часто бывает, необходимо ограничиться только самыми-самыми. С кино ситуация такая же сложная, учитывая выпускаемое количество картин. Специально для ELLE.UA генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич подытожила кинофестивальный 2019 год и назвала топ-10 лучших фильмов, которые стоит посмотреть каждому киноману.
«Джокер»
Режиссер: Тодд Филлипс
Режиссер трилогии «Мальчишник в Вегасе» совершил прямо-таки революцию. Сняв кино о злодее из комиксов, Тодд Филлипс стал революцией Венецианского кинофестиваля. Его «Джокер» завоевал главную награду «Золотого льва». Это впервые в истории кинофестивалей, когда лауреатом стал кинокомикс. Впрочем, назвать «Джокера» кинокомиксом в классическом понимании сложно. Это скорее драма нестабильной личности, которая чувствует себя белой вороной в обществе и постепенно саморазрушается, наводя вокруг себя хаос.
Артур Флэк всю жизнь прожил в Готеме. Он отчаянно хочет стать комиком, выступать на сцене, срывать овации, но пока это происходит исключительно в его воображении. На деле он ежедневно наносит клоунский грим, зазывает толпу на улице и терпит постоянные насмешки ровно до тех пор, пока не рушатся его надежды. «Джокер» моментально обрел популярность среди зрителей, что не удивительно. Фильм обращается к знакомой каждому теме несправедливости, сегрегации и ненависти, которой они чреваты.
«Портрет девушки в огне»
Режиссер: Селин Скьямма
Один из победителей 72-го Каннского кинофестиваля получил приз за лучший сценарий и «Квир-пальмовую ветвь» как лучший ЛГБТ-фильм. Картина описывает вспыхнувший роман между художницей и будущей невестой, чей портрет она приехала написать. «Портрет девушки в огне» — формально строгая костюмная драма конца XVIII столетия, но по сути это современная история любви двух молодых женщин, которые отстаивают свои права в патриархальном мире.
Это самый важный фильм самобытного режиссера Селин Скьяммы, в котором сочетается феминизм и любовь к искусству. Для автора это весьма характерная комбинация, учитывая, что она еще с первого своего фильма совмещает художественный поиск и активную общественную позицию.
«Паразиты»
Режиссер: Пон Чжун Хо
Для европейского зрителя имя Пон Чжун Хо знакомо слабо. А вот на родине в Южной Корее он сверхпопулярный режиссер. В этом году именно Пон Чжун Хо стал лауреатом Каннского кинофестиваля, выборов «Золотую пальмовую ветвь» с фильмом «Паразиты». Режиссер не новичок на Лазурном берегу — в 2017 году он привез на киносмотр фильм «Окча» с Тильдой Суинтон и вызвал скандал. Производством картины занимался стриминг-сервис Netflix и не собирался выпускать фильм в прокат, как того требует регламент фестиваля.
Новый фильм Пон Чжун Хо «Паразиты» во многом перекликается с прошлогодним лауреатом Канн «Магазинными воришками» Хирокадзу Корээды. Обе картины сфокусированы на жизни малоимущего слоя населения. В «Паразитах» такая семья в полном составе устраивается на работу к богачам в надежде на свое место под солнцем. У Пон Чжун Хо вышла весьма правдоподобная сатирическая история, которая в какой-то момент перестает походить на реальность и обретает жестокую гипертрофированную форму.
«Домой»
Режиссер: Нариман Алиев
Полнометражный дебют Наримана Алиева стал сенсацией украинского кино этого года. Фильм «Домой» обращается к теме, которая в последнее время забыта — аннексии Крыма. В центре сюжета — отец и младший сын. Они везут тело погибшего на Донбассе старшего сына в Крым, чтобы похоронить его как положено — на родине по крымскотатарским традициям.
Нариман Алиев говорит о близкой ему теме, о том, что он знает лично. К тому же история картины понятна любому зрителю, поскольку центральной остается тема отношений между отцом и его сыном, конфликт поколений и ценностей. Потому после мировой премьеры в Каннах в конкурсной программе «Особый взгляд» фильм сорвал несколькоминутные овации, а Ахтем Сеитаблаев получил похвалу своей актерской игре от директора фестиваля Тьерри Фремо. Это было всего лишь первое признание, следующее произошло летом на 10-м Одесском международном кинофестивале. Впервые в истории ОМКФ украинский фильм получил Гран-при и разделил его со шведско-грузинским фильмом «А потом мы танцевали».
«А потом мы танцевали»
Режиссер: Леван Акин
Триумфатор 10-го ОМКФ прямо-таки разбил сердца зрителей. По результатам их голосования картина получила Гран-при, разделив его с драмой «Додому». «А потом мы танцевали» рассказывает о танцоре, который стремится занять место в Национальном грузинском ансамбле. У Мераба появляется конкурент Иракли, к которому парень начинает испытывать не только сопернические чувства.
Леван Акин сосредотачивается на болезненной не только для своей страны, но и для всего общества теме — равных прав и возможностей для каждого. В его работе очень тонко показано, как патриархальные нравы, архаичные традиции направлены на осуждение тех, кто не таков как принято в маскулинном ансамбле.
«Брачная история»
Режиссер: Ноа Баумбах
Супружеская пара нью-йоркского режиссера и актрисы из Лос-Анджелеса находится в стадии развода. Через суд они пытаются определить, с кем должен остаться восьмилетний сын. Практически все действие происходит через диалоги героев. Мамблкор для Баумбаха — привычный жанр. Прибегнув к нему в очередной раз, режиссер снял разговорную драму, которая стала одним из лучших фильмов Венецианского кинофестиваля.
«Брачная история» не совсем о семейном конфликте. Это фильм о том, как важно говорить, слышать и понимать, даже если ваши отношения уже закончились, иначе умалчивание приведет к тотальному развалу.
«Однажды в Голливуде»
Режиссер: Квентин Тарантино
«Однажды в Голливуде» походит на сплав всего, что снял и видел Квентин Тарантино, а видел он многое, учитывая, что он известный киноголик, поглощающий контент в безумных количествах. На этот раз мы не видим типичное море крови, безумную резню, продолжающуюся весь хронометраж. Вместо этого Тарантино опирается на один из самых интересных периодов. События разворачиваются в конце 60-х годов, когда зарождался Новый Голливуд, а по окрестностям бродила секта Чарльза Мэнсона.
Главный герой, актер Рик Далтон, вышел в тираж и перебивается всевозможными ролями злодеев в телевестернах, чтобы его окончательно не забыли. Единственная опора Рика — дублер Клифф Бут. Приятели пытаются заработать на жизнь, а параллельно с этим восходящая звезда кино Шерон Тейт и жена Романа Полански развлекается на вечеринках. Тарантино впервые в своей карьере снял фильм, основанный на реальных событиях и с реальными личностями, многие из которых до сих пор живы.
«Маяк»
Режиссер: Роберт Эггерс
Долгожданная вторая работа автора эксцентричного хоррора 2015 года «Ведьма» была показана в каннской программе «Двухнедельник режиссеров» и встречена продолжительными овациями. Роберт Эггерс снял «Маяк» на черно-белую 35 мм пленку для старомодного «узкого» экрана и задействовал всего два персонажа. Камерное кино о смотрителе маяка и его молодом помощнике, которых безупречно воплотили Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон, которые мечтают отправить друг друга на тот свет. Это не спойлер, поскольку «Маяк» невозможно пересказать.
Роберт Эггерс умудрился сделать слепок мужского мира со всевозможными забавными и отвратительными деталями, маниями, слабостями, соперничеством и старыми ранами, которые заставляют героев ненавидеть друг друга.
«Боль и слава»
Режиссер: Педро Альмодовар
Легенда испанского кинематографа Педро Альмодовар снял самое личное кино из всего, что было до этого. Причем «Боль и слава» абсолютно нетипичный фильм для режиссера. В своих предыдущий работах Альмодовар всегда обращался к женской теме, но в этот раз сфокусирован на мужской.
В «Боль и слава» мы наблюдаем за вышедшим на пенсию режиссером Сальвадором Мальо. Он мучается от боли во всем теле, большую часть дня проводя в одиночестве в своей безукоризненно декорированной любимыми цветами Альмодовара квартире. «Боль и слава» — способ режиссера рассказать о самом важном и ценном в его жизни, о себе, о людях и о профессии. Чтобы многослойный и интимный фильм испанца вышел именно таким, Педро Альмодовар доверил роль себя давнему другу Антонио Бандерасу и не прогадал.
«Разрушительница системы»
Режиссер: Нора Фингшайдт
«Разрушительница системы» — дебют для Норы Фингшайд. Режиссер нарисовала портрет трудного подростка-девочки, которую мать отдала в детский дом из-за непредсказуемого и агрессивного поведения. Девочка опасна как для себя, так и для окружающих, но режиссер оправдывает неконтролируемую эмоциональность подростка психологической травмой и сложными социальными явлениями. Нора Фингшайдт поднимает вопрос трудных подростков на примере одной девочки, которой всего-то и нужно, что быть рядом с мамой.
Героиня фильма проживает пограничные состояния, которые показывают глобальную трагедию одиночества маленького человека в большом и недружелюбном мире. Еще одним «героем» картины стала сама система, под опекой которой находятся такие дети. Фильм Фингшайдт предлагает не решение проблемы, а поиск путей, которые ведут к душе агрессивных с виду подростков.