«След зверя», реж. Агнешка Холланд, Кася Адамик
Агнешкой Холланд, воспитанницей польских мэтров Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, именитые учителя наверняка гордятся без устали. В активе Агнешки – три номинации на «Оскар», режиссура четырёх серий «Карточного домика» и приз Альфреда Бауэра за «След зверя», который вручают на Берлинале за открытие новых перспектив киноискусства. К слову, такой же всего несколько лет назад получал покойный Вайда, а в работе Холланд помогала её дочь Кася Адамик. Так что новый фильм – в известном смысле семейный.
И едкий: на Берлинском кинофестивале «След зверя» собрал очень полярные отзывы – от восторгов ловкой манипуляцией жанровыми клише до негодований издевательскими сюжетными твистами. Немолодая учительница Душейко влезает в дело об убийстве браконьера, кажется, из любопытства… или не только? Фестивальное кино нередко обходится без всякой интриги, но фильм Холланд – не из таких, тут разворачивается настоящий детектив. С одной-единственной целью – как можно качественнее обмануть зрителя.
«Квадрат», реж. Рубен Эстлунд
Ещё один фестивальный хит, собравший диаметрально противоположные отзывы. «Квадрат» Рубена Эстлунда был драматично добавлен в каннский конкурс после объявления основного лайнапа – и взял Золотую пальмовую ветвь. Прошлая работа режиссёра, «Форс-мажор», триумфовала в Особом взгляде, второй по значимости секции Канн, и выбивала зрителя из зоны комфорта, на два часа делая невольным участником семейных ссор и неловких ситуаций. «Квадрат», впрочем, ближе другому фильму Эстлунда, фрагментарному «Добровольно-принудительно», начиная с которого режиссёра сравнивают со старшим коллегой-соотечественником, Роем Андерссоном. «Квадрат» напоминает «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», но его интонация приземлённее, злее и вовсе не напоминает притчу – скорее уж насмешку, стремящуюся к гротеску. Синопсисы тут бессильны: формально речь идёт о кураторе музея современного искусства, на деле же – чуть ли не обо всём на свете.
«Роковое искушение», реж. София Коппола
Скажем честно: тот случай, когда режиссёр сам по себе лучшая рекомендация, правда? Снятое для Netflix «Очень Мюрреевское Рождество» прошло мимо наших экранов, так что последний фильм Копполы, «Элитное общество», её поклонники смотрели аж в далёком 2013-м и успели всерьёз истосковаться. «Роковое искушение», завоевавшее каннский приз за режисуру – вторая экранизация романа «Обманутый» Томаса Куллинана. Первая вышла в 1971 году, тогда главная роль досталась Клинту Иствуду, но у Копполы, как обычно, каст героинь эффектно затмевает мужских персонажей, здесь – ещё и в единственном числе, в лице Колина Фаррелла. Его раненый герой-северянин во времена Гражданской войны в США попадает в закрытый женский пансионат, населённый харизматичными южанками, среди которых Эль Фаннинг, Кирстен Данст и Николь Кидман. Ничего себе, правда? Все трое красавиц вмиг становятся неравнодушны к Фарреллу, но Коппола чтит заветы феминизма, потому если вы приготовились к любовному многоугольнику, хорошенько подумайте ещё раз.
«Кроткая», реж. Сергей Лозница
Лозница экранизирует Достоевского – согласитесь, звучит немного тревожно для самой идеи внутреннего покоя. Лознице вообще не чужда хорошая проза: например, его последняя документальная работа «Аустерлиц» названием ссылается на одноимённое произведение Винфрида Зебальда, которого сравнивают с Прустом – вероятно, за уникальное исследование механизмов памяти, актуальное и для режиссёра. А его предыдущий художественный фильм, «В тумане», основан на повести Василя Быкова, автора мощной военной прозы, в 70-х давшей жизнь «Восхождению» Ларисы Шепитько.
С текстом Достоевского, впрочем, Лозница обращается очень вольно: переносит действие в современную Россию и скорее использует настроение и мотивы, чем сам сюжет. Главная героиня ищет мужа, который сидит в тюрьме и теряться вроде бы не должен – однако отправленная ему посылка возвращается назад, а на вопросы о судьбе адресата в ответ хамят все и каждый. Поиски оборачиваются настоящей фантасмагорией, а Лозница будто доводит абсурд своего художественного дебюта «Счастья моего» до абсолюта. Даже не вздумайте пропустить «Кроткую» – этот фильм непременно станет одним из главных событий фестиваля.
«Двуличный любовник», реж. Франсуа Озон
Ещё один хедлайнер нашей вечеринки премьер, неоднозначно принятых на мировых кинофестивалях. Часть каннской критики отозвалась об Озоне сдержанно до сухости, другая часть хвалила, но как-то без огонька. «Двуличный любовник» в итоге остался аутсайдером конкурса, не получив ни наград, ни скандалов. Напрасно или нет – судить будете сами, но оспорить мнение, что это лучший фильм Озона за последние пять лет, не так-то просто. «Двуличный любовник» с большим удовольствием существует в рамках психологического триллера, время от времени порываясь на территорию боди-хоррора (если не припоминаете, что это за жанр, ищите в стороне ранних фильмов Кроненберга). Невротичная Хлое влюбляется в своего психотерапевта. Думаете, не к добру? Правильно, только вот куда больше неприятностей героям сулит само попадание в фильм обретшего второе дыхание Озона.
А ещё не пропустите:
«Хорошее время», реж. Бен и Джошуа Сэфди
Любимец критики, обладатель независимого каннского приза за саундтрек, одна из лучших ролей в карьере Роберта Паттинсона и фаворит программного директора ОМКФ Антельма Видо – сколько ещё нужно поводов, чтобы бросить всё и отправиться на показ?
«Тело и душа», реж. Ильдико Эньеди
Триумфатор нынешнего Берлинале, красивая и жестокая история двух нелюдимых героев, которые работают на скотобойне, а во снах превращаются в оленей.
«По ту сторону надежды», реж. Аки Каурисмяки
Трагикомедия финского классика, которая принесла ему Серебряного медведя за режиссуру. После премьеры «По ту сторону надежды» в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля многие предлагали отдать Каурисмяки главную награду и разойтись по домам – но, как мы уже знаем, Ильдико Эньеди всерьёз их расстроила.
«Уровень чёрного», реж. Валентин Васянович
Автор проникновенных «Сумерек», документального фильма о пожилой матери и слепом сыне, продюсер «Племени» Мирослава Слабошпицкого, один из лучших украинских режиссёров современности, Валентин Васянович представляет новую работу, которая балансирует на грани документалистики и игрового кино.
«Главная роль», реж. Сергей Буковский
Трогательная личная история актрисы Нины Антоновой, матери режиссёра.
«Иней», реж. Шарунас Бартас
Участник Двухнедельника режиссёров в Каннах, «Иней» рассказывает о литовце, попавшем с военными журналистами на украинские оккупированные территории. Шарунаса Бартаса нередко сравнивают с Тарковским или Белой Тарром, впрочем, сам он от этих параллелей старательно открещивается.
«Dixie Land», реж. Роман Бондарчук
Новый фильм автора «Украинских шерифов», эмоциональный рассказ о детском джазовом оркестре, который существует в Херсоне более 50 лет, сменяя участников и эпохи.
«За метелью», реж. Левин Петер
Дедушка режиссёра когда-то был заброшен на территорию Украины в составе нацистских войск, и вот теперь Левин Петер пытается узнать больше о тех временах, разговаривая с ним – и натыкаясь на множество противоречий.
«Школа №3», реж. Лиза Смит, Георг Жено
Победитель берлинской секции Generation 14plus, сильный документальный фильм о детях одной из школ Донецкой области.
«На пределе», реж. Фатих Акин
Драма женщины, потерявшей мужа и ребёнка. Целиком держится на игре Дианы Крюгер, которая получила за эту роль награду лучшей актрисе в Каннах.
«Теснота», реж. Кантемир Балагов
Балагов – ученик Александра Сокурова. Если это имя для вас не пустой звук, смотрите непременно.
«Суспирия», реж. Дарио Ардженте
На «Суспирию» оглядывались Даррен Аронофски, Николас Виндинг Рёфн и Дэвид Линч, а вскоре выйдет её ремейк с Тильдой Суинтон, Хлоей Грейс Морец и саундтреком Тома Йорка – две отличных причины, чтобы освежить её в памяти, да ещё и на большом экране.