«Похвала Ничему» / In Praise of Nothing
Сербский режиссер Борис Митич снял документальную комедию про Ничто, в которой не происходит (почти) ничего. Разве что авторский текст читает Игги Поп, а музыку к фильму создавали мастера кабаре Паскаль Комелад и The Tiger Lillies. Фильм 8 лет снимали 62 оператора в 70 странах – в том числе и в Украине. Режиссер признается, что перед началом работы над картиной прочел 20 тысяч страниц философских текстов, чтобы понять природу Ничего, после чего написал короткое стихотворение, в котором поместилось все, что он узнал. Это стихотворение и легло в основу фильма, став закадровым текстом, начитанным Игги Попом. На фестивале картина будет показана на языке оригинала с субтитрами в переводе украинского поэта Павла Коробчука.
«Вызов» / The Challenge
Подсматривая за жизнью сказочно богатых катарских шейхов, режиссер Юри Анкарани рассказывает экзотическую историю в безупречной визуальной форме. Герои устраивают гонки спортивных автомобилей в песчаных дюнах, возят породистых соколов на частных реактивных самолетах и катают домашних гепардов по пустыне на своих тюнингованных суперкарах. Юри Анкарани не только режиссер, но и визуальный художник. Его работы были представлены на крупнейших арт-ярмарках, в том числе и на Венецианской биеннале. Премьера «Вызова» прошла на кинофестивале в Локарно, где фильм претендовал на «Золотого леопарда» и получил приз жюри.
«Вкус цемента» / Taste of Cement
Номинант на премию европейской киноакадемии за лучший документальный фильм. После окончания 25-летней войны в Ливане разворачивается небывалое строительство, где основная рабочая сила – сирийцы. Эти люди возводят новые здания в Бейруте, пока их собственные дома на родине превращаются в пепел в результате бомбардировок. После начала войны в Сирии режиссер Зиад Кальтум, который на то время отбывал военную службу, бежал из родной страны в Ливан, не желая бороться против своих соотечественников.
«Стена» / Wall
Этот фильм – портрет женщины на фоне восточного общества и личная история режиссера Моран Иферган о разрыве брака. Чтобы рассказать ее, Моран берет зрителей на прогулку вдоль Стены Плача в Иерусалиме, смешивая частное и публичное, звук и изображение, веру в Бога и ее отсутствие. Записанные на камеру телефонные разговоры с родственниками и друзьями превращаются в исповедь, а стена, разделяющая мужское и женское молитвенное пространство, становится символом отчуждения полов в повседневной жизни. Фильм был признан лучшей документальной картиной года на израильском национальном конкурсе DocAviv.
«Фонко» / Fonko
Фильм о музыке, по которой сходит с ума вся Африка. Безудержные ритмы, невероятные певцы и пластичные уличные танцоры, а также необычная форма подачи и борьба за права человека делают эту картину одной из лучших документальных работ года. Музыкальная революция воплощается в стремительном монтаже Йорана Олссона – звезды европейской документалистики и призера Берлинского кинофестиваля. Фильмы этого режиссера не содержат ни одного кадра, снятого им самим – только архивные хроники. Йоран Олссон станет специальным гостем «86» и лично представит зрителям свою новую работу, а также ретроспективу и две картины, которые повлияли на его режиссерское видение.
Конкурс «Пальма Севера»
Конкурс «Пальма Севера» в этом году впервые проходит в международном формате с целью отыскать новые имена в Украине, а также в странах, которые принимали участие в строительстве Славутича: России, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, Литвы, Латвии и Эстонии. Отборочная комиссия получила 140 заявок, среди которых выбрала 12 лент: 5 украинских и 7 зарубежных. В украинскую секцию конкурса вошли «Киевский фильм. Первый эпизод» Алексея Радинского, «Связь» Жанны Озирной, «Совершенная незнакомка» Александра Суровцова и «Аджахи трип» Сашка Протяга, а также дебютная работа Лены Шулики «8 часов». Международное жюри выберет обладателя Гран-при и приза за лучший украинский короткометражный документальный фильм, а прямое голосование определит лауреата приза зрительских симпатий.