Лауреат Шевченковской премии Никита Кадан презентует новую выставку

Малоизвестное прошлое

Уже в эту субботу, 25 марта, «Ассортиментная комната» в Ивано-Франковске принимает новую экспозицию художника Никиты Кадана, лауреата Шевченковской премии в номинации «Визуальное искусство». Выставка «Затопление» — это разговор со зрителем о размытой истории Станиславова-Франковска, об историческом геноциде, который происходит на фоне нового геноцида, во время полномасштабной войны с Россией. Открытие выставки состоится в 18:00. Второй вернисаж стартует 26 марта в 15:00.

Никита Кадан

Работа над экспозицией длилась почти три года, в основе — городская легенда о еврейском кладбище под озером. Идея возникла у художника еще летом 2020 года во время исследования городской истории и ее влияния на настоящее. Отправной точкой стали события 12 октября 1941 во время нацистской оккупации Франковска (бывший Станислав). Этот день больше известен в истории как «Кровавое воскресенье». Тогда за сутки были убиты от 6000 до 10 000 тысяч еврейских жителей города. Расстрелы происходили на территории современного Нового еврейского кладбища.

Во Франковске существует легенда: якобы еврейское кладбище частично находится под Городским озером — крупнейшим искусственным водоемом города, созданным в 1955 году. В 2017 году неподалеку от озера и Нового еврейского кладбища работники «Прикарпатьеэнерго» нашли массовое захоронение с останками не менее 50 человек. Погребение датируется началом 40-х годов. Некоторые до сих пор считают водоем проклятым, потому что здесь произошло несколько самоубийств.

Никита Кадан

За «Кровавым воскресеньем» последовали следующие, менее многочисленные убийства евреек и евреев в Станиславове. Всего за время немецкой оккупации по разным оценкам было убито от 40 000 до 120 000 местных жителей еврейского происхождения.

«Что значит вернуться к разговору о древнем геноциде на фоне нового геноцида? Российские ракеты летят в Бабий Яр. Обстреляно еврейское кладбище в Глухове. Воронки от прилетов там, где расположены кладбища и детские площадки, говорят нам о том, что мы окончательно вернулись к истории. Мы уже не в "вечном сегодня", у нас есть и прошлое, и будущее. Полем боя стали оба», — рассказывает художник Никита Кадан.

Никита Кадан

«История о "Кровавом воскресенье" на еврейском кладбище — это скорее история о забвении, чем о памяти. В городе, где за один день убили десять тысяч жителей, нет мемориальной доски, топонима или музейной экспозиции. Можно ли наше совместное забвение этой катастрофы списать на их отсутствие, потому что нам их не создали и нас не просветили? Кладбище под озером, которого там физически нет, но ментально оно именно там, — это загадка присутствия отсутствия, засвеченная фотопленка, изображения на которой есть и одновременно нет. Это инертное беспамятство, которое наталкивает на мысль о том, что право на забвение должно принадлежать не только тем, кто вспоминает» — говорит сокуратор выставки, соучредитель галереи «Ассортиментная комната» Алена Каравай.

Выставка состоит из новых сайт-специфических визуальных произведений Никиты Кадана и его видеоинсталляции «Затопление». Соавторами работы выступили Ярема Малащук, Роман Химея, Гарри Краевец, Назгуль Шукаева, Юрий Издрик и Вадим Худолий. Есть элементы, созданные Тарасом Прохаськом и Юрием Бакаем. Также представление включает документацию и звуковую работу Кадана «Жители Колизея» и городскую интервенцию с визуальным наследием — «Потоп».

Кураторские тексты и фотодокументацию выставки опубликуют в медиатеке post impreza 25 марта.

Увидеть работы вживую франковчане и гости города смогут до 22 апреля. Но организаторы отмечают, что эта выставка своеобразный work-in-progress, ведь проект ею не завершится. Позже команда намерена дополнять экспозицию.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы