Собрание из 69 полотен назвали «В епіцентрі бурі: модернізм в Україні 1900–1930-х років», что как нельзя лучше отражает судьбу украинского искусства в начале прошлого века и сегодня. Выставку открыли на этой неделе в Музее Тиссена-Борнемисы, одном из трех главных музеев Королевства Испании.
Фото: GORBUN_ROMAN
Эти яркие работы в стилях кубофутуризма, конструктивизма, бойчукизма и театрального дизайна когда-то уже пережили гражданскую и Первую Мировую войну, режим Сталина, а теперь могли быть навсегда утеряны во время атаки 15 ноября. Арт-конвой с полотнами выехал из Киева за два часа до начала бомбежек. И до последнего момента ни украинские, ни испанские кураторы не знали, доедут ли полотна до Испании. Для того чтобы эта выставка состоялась, были задействованы все дипломатические ресурсы, включая офис президента Украины. Марта Руис дель Арболь, испанская кураторка, говорит, что никогда не сталкивалась с такими условиями подготовки экспозиций. Тысячи имейлов с работниками Национального художественного музея Украины, Национального музея театрального, музыкального та киноискусства Украины сблизили их и рассказали о реалиях войны так, как не расскажут ни в одних новостях.
«Это невероятные люди! Чтобы подготовить полотна к отправке, они несколько месяцев буквально жили в музеях. А та работа, которую они проделывают, чтобы сберечь национальный фонд, не поддается описанию», — делится Марта.
О подготовке этой выставки можно написать отдельную книгу. О том, как конвой проезжал в десятках километров от взрывов, о том, как именно в ту ночь закрыли границу с Польшей, о том, что картины ехали 3500 км без страховки, а их транспортирование оплачивали владельцы картин, взятых в аренду. Все работали на волонтерских условиях, как и вся Украина сейчас, чтобы показать испанцам идентичность украинского искусства, украденную во время культурного геноцида 30-х годов. Целая серия работ, вошедшая в «В епіцентрі бурі», — сегодня культурное достояние Украины, а в 1937-1939 году они были отмечены советской властью как «не имеющие художественной ценности» и законсервированы в «спецфонде».
Несмотря на всю сложность выбранного исторического периода (1900-1930), это было время возрождения и экспериментов в украинском искусстве. Наши художники принимали участие в Венецианской биеннале, создавали собственные арт-движения — как, например, Kultur Lige, куда входили Малевич и Лисицкий. Для многих испанцев стало открытием, что у Сони Делоне украинские корни, о чем она на самом деле много писала и говорила. Александра Экстер и Владимир Баранофф-Россине также представлены здесь как художники, родившиеся в Украине. Отдельный зал посвящен Харькову — эпицентру расцвета украинской культуры в первой столице в начале 1920-х.
Выставка была бы невозможна без участия куратора и историографа Константина Акинши и инициативы Museums for Ukraine баронессы Франчески Тиссен-Борнемисы. В 1984-м она впервые побывала в Киеве с отцом — коллекционером, основателем собрания Музея Тиссена-Борнемисы, где впервые увидела многие из привезенных сегодня в Мадрид работ.
Выставка «В епіцентрі бурі: модернізм в Україні 1900–1930-х років» будет проходить до 30 апреля 2023 года, после чего переедет в Кельн, в музей Ludwig Museum.
Текст: Анна Моренос