В Берлине наградили победителей 36-й Премии Европейской киноакадемии. Лучшим фильмом признали французский детектив Жюстин Трие «Анатомия падения», премьера которого в украинских кинотеатрах состоится 14 декабря. Кинолента собрала четыре из пяти главных наград, а исполнительница главной женской роли Сандра Гюллер стала лучшей европейской актрисой 2023 года. Она сыграла немецкую писательницу, которую обвиняют в убийстве мужчины-француза.
Сандра Гюллер известна участием в других фильмах, в которых присутствует остро выраженный политический и социальный контекст. В честь премьеры «Анатомии падения» ELLE собрал пять ярких ролей актрисы.
«Тони Эдманн»
Яркое драмеди зажгло карьеру Сандры Гюллер новым светом. Его мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале, где фильм получил Гран-при от Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). Кинообозреватели определили «Тони Эрдманн» фильмом в дадаистическом жанре, а мировые профильные издания признали его одной из лучших картин 2016 года. Сама же Гюллер впервые получила звание лучшей европейской актрисы.
Сандра Гюллер играет взрослую женщину, работающую над аутсорсинговым проектом в Румынии. Ее отец — старый учитель музыки, которому грустно, что его дочь вся в работе. Поэтому он решает пробраться в ее жизнь — сначала маскируясь за очками, а затем и вовсе изменив свою личность на экстравагантного ценителя искусства.
«Сибил»
Фильм режиссера Жюстин Трие — история о двух женщинах на грани кризиса и нового вдохновения. Роли психотерапевта, желающей вернуться к писательству, и молодой актрисы исполняют Вирджиния Эфира и Адель Экзаркопулос соответственно.
В фильме Сандра Гюллер играет второстепенную роль. Несмотря на это, «Сибил» — важная лента в ее карьере. Жюстин Трие вспоминает, что именно этот первый опыт сотрудничества с актрисой стал толчком к фильму «Анатомия падения», сценарий которого она писала специально для Гюллер.
«Анатомия падения»
В этом году фильм также был отмечен «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах. Это третий раз за историю кинофестиваля такую награду получила женщина-режиссер. Фильм рассказывает об успешной писательнице Сандре, которая живет во французских Альпах со своим мужем, тоже писателем, и их сыном с нарушениями зрения и собакой-поводырем. Однажды мужчина Сандры выпадает из окна и умирает на месте. Теперь немку обвиняют в убийстве во французском суде. Мужчины среди прокуроров и другие неравнодушные разбирают книги, сексуальную жизнь и личность Сандры под микроскопом морали.
Сандра Гюллер общается на трех языках в фильме, держит на себе длинные сцены судебных дебатов и выглядит уязвимой и сильной женщиной одновременно. Издание Time назвало фильм «Элегантно построенным триллером с увлекательным исполнением». И увлекает в нем именно игра Гюллер.
«Сиси и я»
Еще один фильм 2023 года с Гюллер. У него была премьера на Берлинале в секции «Панорама», в которую отбирают ленты с ярко выраженным политическим, гендерным или социальным контекстом.
19 век. Австрийская императрица Елизавета отправляется в путешествие со своей спутницей — графиней Ирмой. Это кино о зависимых отношениях, потому что Ирма не только станет подругой Сиси, но и без сознания в нее влюбится.
Императрицу Сиси олицетворяют на экраны уже много лет. Не так давно мы видели в этой роли Вики Крипс в «Корсете», в 1955 году ее воплотила Роми Шнайдер в фильме «Сиси», а в 2021 году о правительнице на Netflix вышел сериал «Императрица» из Доминик Девенпорт. Но в этой киноленте зритель может посмотреть на Елизавету глазами графини Ирмы, которую олицетворила Сандра Гюллер.
«Зона интересов»
2023 год для Гюллер показался очень плодотворным. Только в Каннах представили два фильма с ней в главной роли. «Зона интересов» получила следующий по значению приз после «Золотой пальмовой ветви» — Гран-при фестиваля. Режиссер снял ленту на основе одноименной книги Мартина Эмиса. Это фильм о Холокосте, который показывает райскую жизнь семьи коменданта Аушвица, отделенную от концлагеря лишь невысоким бетонным ограждением.
Актриса сыграла жену коменданта и маму пятерых детей. В фильме она строила семейное гнездышко, высаживала фрукты и овощи, красовалась своим мехом и украшениями, не испытывая страданий или стыда.
Автор: Елизавета Сушко