Украинская вышиванка: особенности народного орнамента

Символизм в каждой детали

Украинская вышиванка — это как исповедь человека: каждая ее деталь имеет свое значение, а сочетание орнаментов создает особую историю. Калина на рубашке часто символизировала любовь, богатство и красоту, виноград — семейное счастье, а цветы мака служили защитой от злого глаза. Квадрат обычно вышивали для благосостояния и изобилия, а растительный мотив — для чистоты и процветания рода. Дерево жизни на рубашках имело несколько значений — кроме красоты и молодости, еще и плодородие и возрождение после смерти.

Вышиванка стала символом Украины, однако в разных уголках нашего государства она имела свои особенности. Поэтому по технике исполнения, колориту и орнаментальными мотивами образовались определенные этнографические регионы: Среднее Поднепровье, Полесье, Подолье, юг Украины, Карпаты и Прикарпатье. Об особых мотивах каждого из них читайте в материале. Основным источником для написания стала книга Татьяны Кары-Васильевой «История украинской вышивки».

Instagram: @septemberelle

Среднее Поднепровье

На Среднем Поднепровье формировался классический комплекс традиционной народной одежды, состоящий из пышно украшенной вышивкой рубашки, плахты или запаски, пояса, чепца, платка и разнообразной верхней одежды: свит или кожухов.

На Полтавщине основное внимание в рубашках уделялось украшению рукавов, композиция которых состояла из трех частей. Сам рукав выполнялся либо из вертикальных рядов «ломаного дерева», либо из сплошного заполнения плоскости рукава в виде сетки, образованной ромбами и крестными мотивами. В Полтавской области часто вышивали белым по белому или использовали нежную цветовую гамму, сочетая нежные пастельные тона с детализированными орнаментальными мотивами.

Полтавская область, Гадячский район

Характерная особенность вышивок Киевщины и Черкасщины — композиция растительного или геометрического орнамента с мотивами цветов, гроздьев винограда и веточек с ягодами. В женских рубашках часто доминировал красный цвет, его подчеркивали черный, желтый или синий.

Вышивки Черниговщины находились посредине между пастельными полтавскими и яркими киевскими. В южной части края рисунок орнамента выполнялся белым со скупым вкраплением черного и красного цветов.

Киевщина

Разнообразные формы верхней одежды на Среднем Приднепровье были щедро украшены декоративными украшениями.

Полесье

Полесье раньше находилось вдали от крупных промышленных и культурных центров Украины, поэтому в народном искусстве этого этнографического региона сохранилось больше архаических элементов, присущих древнерусским и даже праславянским традициям.

На Полесье орнамент на рукавах рубашки ложился плоскостно, покрывая весь фон, а вышивка выступала активно благодаря красному цвету и особым техникам поверхностного шва.

Полесье

В этом этнографическом регионе использовались несложные орнаменты, которые образовывались из ритмического повтора отдельных или вписанных друг в друга ромбов, восьмиугольных звезд и ломаных линий. Самым распространенным мотивом вышивки была розетка, чередовавшаяся с изображением ромбов, кругов, зигзагов, крестов. Нередко встречался и мотив птицы, иногда в центре мастера изображали дерево жизни, веточки с ягодами и листьями.

Полесье

В полесских орнаментах обычно не применяли несколько техник выполнения одновременно. Основная эмоциональная нагрузка принадлежала красному цвету, который на белом фоне вносил в вышивку ритмичность и красоту.

Подолье

Подольская вышивка — одна из самых сложных в Украине. Чаще всего в этом регионе обращали внимание на многоорнаментированную рубашку, покрой которой определял месторасположение вышивки и ее композицию.

В подольской одежде, кроме рукавов, узкими симметричными полосами орнамента украшались плоскости вокруг разреза пазухи. Одна из классических техник края — сочетание черного и красного цветов, ложащихся густыми насыщенными линиями.

Подолье

Также мастера удачно пользовались графической линией для подчеркивания основных черт орнамента — тогда красный цвет обводился черным, а черный — красным. Композиционное основание вышивки составляли сложные сочетания и чередования разнообразных простых геометрических фигур: ромба, ромба с удлиненными сторонами, многочисленных вариантов ромба с крючками. Дополнением к ромбовидным фигурам выступали прямой и косой крест, ломаные линии, разнообразные треугольники.

Фрагмент вышивки на женской рубашке из Винницкой области

Карпаты и Прикарпатье

Для региона Карпат и Прикарпатья вышивка Львовской области составляла отдельную группу. Жители Сокальского района использовали легкие узоры рукавов женских рубашек, создававшие впечатление тонкого кружева. Их выполняли преимущественно крестиком и нитями черного цвета. Для Городоцкого района типичными были орнаменты, сложенные из многолучевой розетки и ее фрагментов. Вышивали красными нитями, добавляя синие и черные. Особыми были вышивки Яворивского района — узоры состояли из мелких мотивов, а сам цвет был красным — к нему добавляли желтый, зеленый и черный. Постепенно гамма изменялась в сторону многоцветности, поэтому преобладали голубые, зеленые и синие цвета.

Львовщина

Закарпатье отличалось разнообразием техник исполнения и цветовой гаммы, охватывавшей около 10-15 цветов. Для украшения мастера использовали также бисер и стеклярус. Вышивка на рукавах женских рубашек была густой, без пробелов, выполнена заволакиванием и прозрачным шитьем. Особого внимания заслуживали рубашки со складками вокруг шеи, на которых были вышиты узоры.

Закарпатье

На Гуцульщине каждый район имел свои художественные приемы. Для верховинских вышивок распространялась черно-фиолетовая гамма, а для вышивок с. Речки — зелено-голубая. В верховинской вышивке доминировал черный цвет, а орнаменты образовывались от разной комбинации ромбов и треугольников. Каждая форма орнамента измельчалась на маленькие квадратики, заполнявшие все внутреннее пространство. В Снятинском районе одежду украшали белым прозрачным шитьем, сетками и богатым растительным узором.

Ивано-Франковская область. Снятынский район


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы