10 сентября 1894 родился украинский писатель, кинорежиссер, классик мирового кинематографа Александр Довженко. Именно его ленты «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929) и «Земля» (1930) сделали режиссера известным во всем мире и поднесли украинский кинематограф на новый уровень. В день рождения режиссера вспоминаем его знаковые киноленты, одна из которых в 2015 году вошла в пятерку главных фильмов в мировой истории по версии ЮНЕСКО.
«Звенигора»
Первая кинолента немой трилогии Александра Довженко, после выхода которой за ним закрепилось звание ведущего украинского кинорежиссера. Сюжет фильма, который был охарактеризован в титрах как кино-поэма, рассказывает о самых разных этапах истории Украины: от гайдамаков до Первой мировой войны и вплоть до борьбы Украинской Народной Республики с большевиками. Через все эти истории проходит символическая фигура деда Николая, который грезит спрятанными в Звенигоре скифскими сокровищами и мечтает найти их вместе со своими двумя сыновьями.
«"Звенигора" в моем сознании отложилась как одна из самых интересных работ. Я сделал ее как-то одним духом — за сто дней. Чрезвычайно сложная по своему построению, формально, возможно, эклектичная, она дала счастливую возможность мне — производственнику-самоучке — испытать оружие во всех жанрах… Мне хотелось раздвинуть рамки экрана, отойти от шаблонного рассказа и заговорить, так сказать, языком больших обобщений», — приводят воспоминания режиссера о киноленте в Довженко-центре.
Фильм занимает 19-ю позицию в списке 100 лучших фильмов в истории украинского кино.
«Арсенал»
Второй фильм украинской трилогии Александра Довженко рассказывает о большевистском восстании на киевском заводе «Арсенал» против Центральной Рады и войск УНР в январе 1918 года. Несмотря на совершенную операторскую работу и оригинальную драматургию, фильм был воспринят неоднозначно — одни считали его уступкой советскому руководству, которое продолжало обвинять режиссера в национализме, а другие считали киноленту упреком Довженко националистам в том, что они в результате потеряли Украину.
«Невыразительное определение противоборствующих сил восстания, параллельный монтаж разных событий оставляют зрителя наедине скорее с чувством хаоса войны, чем с четким политическим посланием и насильственной интерпретацией. В то время как эксцентричная манера игры, экспрессивные возможности освещения, съемки и монтажа дают режиссеру возможность вписать камерные истории отдельных людей в более широкую канву исторического полотна и сформулировать четкий пацифистский месседж», — комментируют ленту мастера в Довженко-центре.
Одна из самых сложных по форме картина Довженко заняла 27-е место в списке 100 лучших фильмов в истории украинского кино, а Национальный совет американских кинокритиков отметил «Арсенал» среди пяти лучших лент 1929 года наряду со «Страстями Жанны Д`арк» Карла-Теодора Дрейера.
«Земля»
Третий фильм украинской трилогии Александра Довженко и самый известный украинский фильм, признанный шедевром мирового киноискусства, сценарий к которому режиссер написал всего за три дня. В центре сюжета немой черно-белой ленты — первые годы коллективизации в Украинской ССР, изображенные через классовый конфликт между земледельцами и кулаками. Центральное место в фильме отведено метафорическому образу земли как смыслу существования украинского крестьянина, который может быть утрачен в результате коллективизации.
До официального выхода партийные функционеры и критики пересмотрели ленту на 32 частных показах, ее правили и меняли — в этом нет ничего удивительного, ведь фильм по ожиданиям должен был прославлять коллективизацию, однако однозначно встал на сторону крестьян, для которых земля имеет сакральное значение. Однако это все же не спасло киноленту от запрета — 8 апреля 1930 года «Земля» вышла на большие экраны, а уже через 9 дней ее сняли с показов из-за «натурализма и покушения на обычаи». В то же время многие критики считают именно этот фильм лучшим во всей фильмографии Довженко. Также кинолента получила мировое признание — в частности, «Землю» назвали лучшим иностранным фильмом по версии Нацсовета кинокритиков США 1930 года и одним из пяти главных фильмов в мировой истории по версии ЮНЕСКО, а в Венеции итальянские кинематографисты прозвали украинского режиссера «Гомером кино».
В 2012 году Национальный центр Александра Довженко приступил к реставрации картины на основе оригинальной версии 1930 года. Новое музыкальное сопровождение для фильма создала украинская этно-хаус-группа «ДахаБраха». Премьера отреставрированной версии «Земли» с новым саундтреком состоялась на Одесском международном кинофестивале 21 июля 2012 года.