Украина — богатая талантами земля, и это еще раз говорит о ее самобытности и развитой культуре, которую нужно защищать. Много известных всему миру великих писателей, художников, певцов, музыкантов, композиторов родились в Украине либо имеют украинские корни.
Сегодня мы расскажем вам о художнике, который творит современную историю украинского искусства, гении, написавшем около 5 тысяч картин, патриархе авангарда и изобретателе техники «плентанизм» — Иване Марчуке.
«Рисовал цветы их же соком»
Иван Марчук родился в 1936 году в селе Москалевка Тернопольской области, которое тогда принадлежало Польской республике. Юный художник рос в семье ткача вместе с еще тремя детьми, но, несмотря на бедность, свое детство Иван Степанович вспоминает с теплотой. В сознании художника закрепились образы цветов, росших вокруг дома и оплетавших стены, пруд, на берегу которого стоял дом.
«Что я делал? Рисовал цветы их же соком», — вспоминает художник.
«Осень», 1994 год
После окончания семилетней школы Иван Марчук учился во Львовском училище декоративно-прикладного искусства имени Ивана Труша на отделении декоративной росписи и в Государственном институте прикладного и декоративного искусства на отделении керамики. Свой творческий путь Иван Степанович начал в 1960 году в Киеве, однако его тропа к лаврам оказалась тернистой. Работы художника приковали к себе внимание не только публики в более чем десяти городах Советского Союза, но и пристальные взгляды КГБ. Игнорировал творца только Союз художников УССР.
«Говорили, что делаю не то искусство, спрашивали, какие я коды, шифры в картинах кодирую… Не знал, свободным ли лягу спать, свободным ли проснусь утром».
«Пейзаж», 1980 год
Официально художника критиковали за «пессимизм», однако очевидцы вспоминают, что Ивана считали националистом и постоянно проверяли на благонадежность. Политическое преследование длилось около двадцати лет и в конце концов заставило Марчука уехать из Украины.
«Иван из Москалевки, через 45 лет ты здесь»
Убегая от советской репрессивной машины, художник оказался на другом конце света — в Австралии, оставив дома по меньшей мере половину своих картин. Начав жизнь с чистого листа, Иван Марчук покорил австралийское художественное пространство и отправился в Канаду. Но городом его мечты был Нью-Йорк.
Без названия, из серии «Новые экспрессии», 1995 год
«Еще в школе, в шестом классе, я услышал о нем, что это самый большой город в мире. Я был от него в восторге. И вот, когда я приехал в Америку, именно в Нью-Йорк, проделав всю работу, в первый же день вылез на 107-й этаж, смотрел на город и думал: Иван из Москалевки, через 45 лет ты здесь. Это был незабываемый пейзаж — до самого горизонта дома, лишь кое-где зеленые пятнышки», — вспоминал Марчук в интервью The Ukrainians.
На Западе художник боролся за международное признание, не имея денег, не зная языка — в его распоряжении были только талант и одна кисть. В эмиграции Марчук прожил 12 лет, создал девять циклов картин и вернулся в Украину в 2001 году, после теракта 11 сентября.
«Очереди стояли, словно в магазин за дефицитом»
В 1972 году Иван Марчук изобрел свою технику, которая не только позволяет ему писать гиперреалистические пейзажи, но и не подлежит повторению. Его авторский стиль получил название «плентанизм», которое происходит от украинского слова «пльонтати».
Первая неофициальная выставка Ивана Марчука состоялась в Киеве в 1981 году в доме Союза писателей.
«Лунные цветы», 1976 год
«Очереди стояли, словно в магазин за дефицитом. Через два дня поступило указание, чтобы ее не было. Я сказал: "Снимайте, если хотите, а сам не буду".
Сегодня его картины представлены в музеях пяти континентов. Художник провел около 200 монографических и 50 коллективных выставок. Газета The Daily Telegraph включила Ивана Марчука в список «100 гениев современности», а Международная академия современного искусства в Риме приняла его в «Золотую гильдию», куда входит только 51 художник со всего мира.
«Ева», 2007 год
«Дайте мне тысячу лет, и я разрисую небо! Только дайте мне такую возможность. Это была бы такая картина! Там, в высоте, столько пространства, столько беспредела, только работай и работай, твори и радуйся, что творишь».
«Украина любит только мертвых художников»
Виктор Ющенко, третий Президент Украины, обещал построить музей Ивана Марчука на Андреевском спуске, однако его затея так и осталась лишь затеей.
«Украина любит только мертвых художников, — часто повторяет Иван Марчук. — Я очень надеялся, что мой музей будет в Киеве, но уже не надеюсь».
«Материнская земля. Лети, бабочка», 1986 год
Сегодня Иван Марчук продолжает работать без выходных и создавать новые произведения искусства, а его творческое наследие уже включает более 5 тысяч работ.
«Я привязан в жизни к одному — к своим картинам. От них далеко не могу ехать, потому что не с кем будет поговорить».
Художник не продает свои картины и редко их дарит, но заботится о их судьбе. Иван Марчук глубоко обеспокоен тем, что украинцы редко посещают музеи, выставки и галереи. В интервью The Ukrainians он неоднократно отметил важность развития украинской культуры, чтобы Украина не стала «могильником для талантов».