Четыре художника — один приговор: репрессированные гении украинской живописи

Художественное наследие Украины

Украинская история полна кровавых страниц, и едва ли не наибольшей болью в ней отзываются 30-е годы: Расстрелянное возрождение и Голодомор. Сталинская репрессивная машина похоронила сотни талантов, которые могли открыться миру, но остаются неизвестными даже самим украинцам.

Сегодня, когда Украина сражается за свою свободу, нам особенно важно исследовать свою культуру и искусство, вспоминать тех, кто потерял жизнь, создавая нечто прекрасное. Мы подготовили для вас материал о четырех украинских художниках: Михаиле Бойчуке, Софии Налепинской-Бойчук, Иване Падалко и Василии Седляре, которых объединила не только живопись, но и один трагический финал.

Михаил Бойчук

Один из основателей украинского монументализма, собрал много последователей и сформировал художественную школу «бойчукизма»

Михаил Бойчук

О детских годах Михаила Бойчука известно немногое: он родился на подконтрольной Австро-Венгерской империи территории Галиции, а его ранние работы сгорели вместе с домом семьи. Михаил был членом Научного общества имени Тараса Шевченко, при поддержке которого он получал художественное образование в лучших европейских академиях искусств: в Вене, Кракове, Мюнхене и Париже.

За границей он познакомился с творчеством Сезанна, Ренуара, Пикассо, а также подружился с мексиканским художником Диего Риверой. В своем творчестве Михаил тяготел к неовизантийскому искусству и ориентировался на культурное наследие Киевской Руси.

  • Святой Иоанн, 1910
    Святой Иоанн, 1910
  • Урожай, 1910-е
    Урожай, 1910-е
  • Украинка, 1910-е
    Украинка, 1910-е
  • Шевченковский праздник, 1920
    Шевченковский праздник, 1920

С возвращением в Украину Бойчук работал над монументальными росписями, реставрировал иконы в Национальном музее во Львове и произведения из сборника Богдана Ханенко. Мастер открыл фресковые росписи в Соборе Успения Пресвятой Богородицы в Чернигове и предложил метод закрепления фресок в крещальне Софийского собора.

Михаил Бойчук отрицал реализм и стремился к национальному своеобразию украинского искусства. В целях распространения этих идей в 1925 году в Киеве была основана АРИУ — Ассоциация революционного искусства Украины.

София Налепинская-Бойчук

Художница-график

София Налепинская-Бойчук

Источник: UAHistory

София Налепинская-Бойчук родилась в Лодзе (ныне — Польша) в 1884 году. Образование художница получала в Санкт-Петербурге, Мюнхене и Париже, где познакомилась с Михаилом Бойчуком, продолжила обучение в его школе-мастерской, а затем вышла за него замуж.

В отличие от мужа, только иногда обращавшегося к графике, София работала в основном именно в этой области. Она проиллюстрировала книги «Катерина» Тараса Шевченко, «Оловянное кольцо» Степана Васильченко, «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя и многие другие, а также создала нереализованные проекты бумажных денег и ценных бумаг эпохи украинской революции. Произведения художницы экспонировались в Вене, Лондоне, Берлине, Стокгольме, Венеции и Цюрихе.

  • Девушки с книгой, 1927
    Девушки с книгой, 1927
  • Голод
    Голод
  • Изгнание, из поэмы «Катерина» Тараса Шевченко
    Изгнание, из поэмы «Катерина» Тараса Шевченко
  • Девушка с книгой
    Девушка с книгой

София Налепинская-Бойчук не осталась в стороне от событий в Украине — она писала картины политического и социального направления, такие как «Голод» и «Пацификация Украины 1932 года».

Иван Падалка

Художник, теоретик, педагог

Иван Падалки

Источник: «Золотоноша историческая»

Иван Падалка родился на территории бывшего Переяславского полка Гетманщины в семье земледельца, который и привил сыну любовь к истории. Первые шаги в мир искусства Ивану помог сделать Афанасий Сластион — живописец, график и искусствовед. Однако молодой художник рано начал бунтовать против господствовавшей системы, в частности участвовал в демонстрациях с лозунгом «Долой царя!», за что был исключен из школы.

Вторым учителем на профессиональном пути Ивана Падалки стал Михаил Бойчук, а после окончания учебы Иван и сам стал педагогом и преподавал в Киеве, Миргороде и Харькове.

  • Эскиз иллюстрации к «Слову о полке Игоревом», 1928
    Эскиз иллюстрации к «Слову о полке Игоревом», 1928
  • Иллюстрация к поэме «Энеида»
    Иллюстрация к поэме «Энеида»
  • Сбор томатов
    Сбор томатов
  • Атака красной кавалерии, 1927
    Атака красной кавалерии, 1927

Иван Падалка написал немало картин на революционную тематику, а также создал иллюстрации к «Кобзарю», «Энеиде», «Слову о полку Игоревом» и обложки к изданиям Ивана Франко, Майка Йогансена, Ивана Нечуя-Левицкого и многих других писателей.

Василий Седляр

Художник-монументалист, график, педагог, критик

Василий Седляр

Василий Седляр родился на хуторе Христовка Полтавской губернии в семье крестьянина и получил всего четыре класса образования. Однако это не помешало ему поступить в Художественную школу в Киеве и попасть в мастерскую Михаила Бойчука в Украинскую государственную академию искусств.

Василий Седляр был одним из основателей АРИУ. Он участвовал в стенописях Краснозаводского театра в Харькове, создавал иллюстрации к «Кобзарю», книгам Ивана Франко. Художник также работал с керамикой и майоликой.

  • Частично уничтоженная картина «Расстрел в Межигорье», 1927
    Частично уничтоженная картина «Расстрел в Межигорье», 1927
  • Иллюстрация к «Кобзарю» Тараса Шевченка
    Иллюстрация к «Кобзарю» Тараса Шевченка
  • В школе ликнепа, 1930
    В школе ликнепа, 1930

Четыре художника — один приговор

В 1926-1927 годах Михаил Бойчук, София Налепинская-Бойчук, Иван Падалка и Василий Седляр отправились в путешествие за границу от Народного комиссариата образования. Однако посещение Германии, Франции и Италии было подставным — по возвращении в Украину художников обвинили в шпионаже и участии в контрреволюционной организации. Все фрески художников были заштукатурены, а росписи уничтожены.

Органы НКВД арестовали Михаила Бойчука 25 ноября 1936 года, а 13 июля 1937 года его расстреляли. В тот же день оборвалась жизнь и Ивана Падалки, которого российские спецслужбы похитили в сентябре 1936 года и пытали. Особую жестокость палачи применяли к Василию Седляру. Существовала легенда, что его сожгли в печи, однако данные НКВД свидетельствуют о том, что его расстреляли вместе с учителем и коллегой.

Софию Налепинскую-Бойчук арестовали в июне 1937 года. За полгода допросов органы НКВД не добились от нее признаний и на основании свидетельских показаний приговорили ее к смертной казни как «жену руководителя националистической террористической организации среди художников» за «шпионскую работу в пользу иностранных разведок». Художницу казнили 11 декабря 1937 года.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы