Cancel culture: почему известных людей «отменяют» и действительно ли это работает

Колонка юристки Зоряны Пелех

В украинском информационном пространстве все чаще появляются материалы, в которых интернет-сообщество предлагает «отменить» известных людей. Причина распространения таких призывов проста: ценности или нарративы этих людей в публичном пространстве не соответствуют ожиданиям граждан. Поэтому они обращают внимание общества на их деятельность и публично осуждают за действия.

Культура отмены, или cancel culture, пришла к нам из США и начала активно распространяться по украинской территории в последние годы. Говорить о том, что у нас активно и эффективно работает институт репутации, еще рано. Однако реакции общества на ситуации внутри страны дают надежду, что мы двигаемся в правильном направлении.

О культуре отмены в колонке для ELLE рассказывает юрист, основательница компании ZP Law office of Zoriana Pelekh, PhD в области права Зоряна Пелех.

Что такое cancel culture?

Культура отмены — это новое явление в медиапространстве, по крайней мере, в украинском. Оно заключается в утрате поддержки и исключении из социальных или профессиональных кругов публичных деятелей и компаний, нарушивших общепринятые моральные стандарты или принципы. В основном целью таких действий являются попытки заставить людей отвечать за свои действия. Прежде всего культура отмены касается публичных людей, пользующихся авторитетом в обществе.

Кого касается культура отмены и каковы ее последствия?

Cancel culture может касаться абсолютно всех людей, независимо от их имущественного положения, привилегий в обществе или должности. Конечно, раньше она касалась именно «верхушки общества» как реакция на ее безнаказанность. Сейчас чаще всего «отменяют» культурных деятелей, знаменитостей, предпринимателей, художников, блогеров, общественных или политических лидеров. Высказываясь на большую аудиторию, они несут ответственность за свое поведение, идеологические взгляды и действия.

Иллюстрация: Eloise Magoncelli

Какие последствия культуры отмены?

Конечно, все зависит от ситуации. Для кого-то это потеря должности и изоляция из профессиональных и социальных кругов. Для других — финансовый ущерб. Однако самое главное — то, что не так легко вернуть и восстановить, — уничтожение репутации.

Повезет, если пострадает только репутация человека, высказывания или поступки которого подверглись критике в обществе. Однако практика показывает, что таких случаев ничтожно мало. Обычно, если человека начинают «кенселить», то все его близкое окружение, ведущее публичный образ жизни, и партнеры по бизнесу попадают под прицел.

Казалось, еще несколько месяцев назад никто не думал о состоянии семьи Гринкевичей и творчестве художницы Сони Морозюк. Но возмущение украинцев из-за скандала вокруг известных бизнесменов дало свои плоды. В то же время фокус, направленный именно на семью Гринкевичей и их близких, позволил отвлечь внимание от деталей о том, как именно проходят тендеры, и что людей, вовлеченных в этот процесс, на самом деле гораздо больше, чем публично показали.

Вопросом привлечения к уголовной ответственности всех обвиняемых будут заниматься соответствующие органы. Я надеюсь, что правосудие состоится. Однако для большого количества людей эта семья и ее окружение в будущем не будут признаны.

Это одно из отличий культуры отмены от критики. В ней публичные лица сразу попадают в «изоляцию» общества. Вернуться из нее тяжело, а иногда невозможно. Даже если доказательства свидетельствуют о невиновности человека.

Кто больше всего пострадал в скандале: семья Гринкевичей или их бывшая потенциальная невестка Соня Морозюк? Ответить тяжело. В последнее время художница была медийно активной. В частности, проводила многочисленные коллаборации с украинскими брендами: Укрпочтой, ПриватБанком, УЗ, «Голосом страны», ТРЦ Gulliver. Все компании так или иначе задело сотрудничество с художницей и заставило разорвать договоренности, выполнявшиеся на декабрь 2023 года.

Однако это не единственный пример, когда «отмена» отдельных людей затронула бренды, с которыми они сотрудничали. В 2021 году украинские блогеры в годовщину Голодомора публично праздновали день рождения своего друга, который назвали «голодной тусой». Реакция общества была мгновенной. Не заставил себя ждать и ответ брендов. Уже через несколько дней об отказе от сотрудничества с блогерами, присутствовавшими на вечеринке, заявили Metro, Новая Почта, Фокстрот, Pepsi, Rozetka, Киевстар и другие крупные компании.

Это неудивительно, ведь в скандале засветились не просто известные личности, а инфлюенсеры, соцсети которых бренды использовали в качестве каналов коммуникации со своей аудиторией. Можно ли сказать, что в этом случае сработал институт репутации? Однозначно!

Бренды должны были определиться: терять большое количество украинских клиентов, возмущенных ситуацией, или потерять таких партнеров. Поэтому компании отказались от дальнейшей работы с этими блогерами. Как бы там ни было, ситуация еще раз подчеркнула, что компаниям и ее представителям недостаточно сознательно относиться только к своим публичным высказываниям и поведению. Нужно еще и тщательно выбирать партнеров для коллабораций.

Как культура cancel выражается в украинском обществе?

За границей любого нарушителя социальных норм можно отменить только одной публикацией в соцсети, даже не имея большой аудитории подписчиков. В Украине об «отмене» преимущественно заботятся инфлюенсеры со значительной аудиторией или журналисты. Именно они первыми обращают внимание общества на резонансные события и дают им огласку.

Иногда культура отмены приводит к закрытию бизнеса. Вот, к примеру, столичный маркет Kyivness закрылся после почти 6 лет работы. Причины закрытия проекта не разглашаются. Однако произошло это меньше чем через неделю после того, как культурный центр попал в скандал, упрекнув ведущих проекта «Эбаут» за то, что те пришли на мероприятие в свитерах и джинсах.

По словам ведущих «Эбаут», кроме вопроса института репутации, эта ситуация также демонстрирует и подсвечивает проблему объективации и завышенных требований к внешнему виду женщин. Ведь спикеру Илье Полуденному, который вместе с ними был в джинсах и свитере, никаких претензий постфактум не высказали.

Что делать, чтобы вас не закенселили?

  1. Будьте в контексте. Не стоит писать на темы или комментировать ситуации, в которых вы не разбираетесь. Иногда, казалось, невинные шутки играли публичным лицам не на руку. Также избегайте обсуждения противоречивых тем, как, например, о религии или политике.
  2. Тщательно проверяйте своих партнеров. Лучше один раз получить аудит от юриста по поводу возможных рисков, чем позже считать убытки от сотрудничества, которое заключили «вслепую».
  3. Думайте стратегически. Попытайтесь минимизировать нанесение репутационных рисков. Для бизнесов подойдет введение корпоративных кодексов деловой этики, регламентов с четко обозначенными нравственными границами и нормами поведения работников в публичном пространстве. Если коммуникация касается только вашего личного бренда, заранее позаботьтесь о разработке плана кризисной коммуникации.

Итак, «отмена по-украински» работает. Возможно, не так эффективно, как хотелось бы, но оно напрямую зависит от гражданского общества, которое в Украине продолжает развиваться. Активисты и граждане не готовы мириться с откровенной несправедливостью, поэтому критикуют публичных лиц или компании за их деятельность. И это оказывает эффект. Однако не следует забывать, что все мы влияем на изменения в стране, поэтому быть социально ответственным по силам каждому.

Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы