Мония Шокри — режиссер квебекского происхождения, в карьере которой всегда были фильмы о любви. В прошлом она была актрисой театра, после чего сыграла в лучших фильмах Ксавье Долана, таких как «Воображаемая любовь» или «И все же Лоранс». Сегодня она создает свое кино и «Любовь без заморочек», который выйдет в украинский прокат 16 ноября, — ее третий полнометражный фильм.
«Любовь без заморочек» — французскоязычная мелодрама, исследующая отношения как явление. Главная героиня фильма София уже десять лет состоит в браке. Она преподает философию в университете и влюбляет острым юмором и тонким вкусом. Впрочем, судьба подготовила для нее небывалую раньше любовь. София влюбляется в Сильвена — мужчину, ремонтирующего ей дом. Безумная страсть заставляет ее переоценить свои взгляды на любовь и отношения, что всегда является тяжелым испытанием. Впервые картину показали на Каннском кинофестивале — в программе «Особый взгляд», которую считают второй по важности на фестивале.
Кинокритик Соня Вселюбская встретилась с Монией Шокри и поговорила с ней о режиссерском подходе, полиаморных отношениях и лучшей подруге в роли главной героини.
У вас есть большой режиссерский и актерский опыт в фильмах о любви. «Любовь без заморочек» — ваш третий полнометражный фильм, в котором вы снова вернулись к этой теме. Почему?
Когда я начала думать об этой истории, я была в своем среднем возрасте. Я много думала о том, что такое пара, и ощущала ограничения в этом понятии. Поэтому я начала думать об идее двух людей, представляющих разные социальные классы. О том, на что способна пара вместе. Вообще в канадском кинематографе не так много историй о любви. Это тот жанр, который мы используем нечасто. Потому мне было интересно исследовать его.
В начале своей карьеры вы работали в театре. Особый стиль вашего кино можно описать по-разному, но я бы все-таки отметила его театральность.
Театр — это все же не совсем моя тема. Я работала с Мари Брассар, мы сделали вместе два спектакля. Я была в восторге от того, как она использовала сцену в качестве материала. Впрочем, большую часть времени я скучала в театрах, потому что не хотела видеть маленькую репродукцию жизни. Да и вообще было сложно сосредоточиться на определенных деталях — так, как это можно сделать внутри фильма.
Вы интенсивно используете зум (приближение/удаление камеры). Почему вы выбрали такой визуальный стиль?
Я начала использовать зум довольно давно. Но «Любовь без заморочек» — это фильм, где я впервые не сдерживала себя. Кажется, я использовала его почти во всех сценах, за исключением тех, что были слишком темными.
Этот прием киноязыка был необходим по двум причинам. Во-первых, я представляла эту историю как документальный фильм о животных, а мне они очень нравятся. Во время работы над такими фильмами режиссеры обычно находятся очень далеко от своих «героев». Поэтому я хотела проследить за своими актерами с помощью зума, разглядывая их со всех дистанций.
Кроме этого, готовясь к съемкам, я много раз пересматривала работы Роберта Альтмана, и его «Maison Saint» всегда двигается. Мне нужен был очень тактильный эффект камеры. Во всех моих фильмах есть стремление к движению, поэтому я стараюсь делать как можно меньше попыток для одной сцены, в рамках длинного кадра. Чтобы пространство создавалось не монтажом, а подвижностью камеры.
Кадр из фильма «Любовь без заморочек»
Хочется узнать больше о вашей очаровательной актрисе Магали Лепин Блондо. Я прочла, что вы дружите более 20 лет. Это правда?
Да. Она моя самая лучшая подруга. Она — любовь моей жизни. Во время съемок нам обоим исполнилось сорок лет, поэтому я всегда говорю, что это подарок по случаю годовщины нашей любви.
Это довольно смело — делать такой фильм с лучшей подругой.
Да, в начале меня это немного пугало, я думала, что это может быть непростым испытанием для нашей дружбы. Но на самом деле все вышло совсем наоборот. Раньше мы просто не знали, что мы можем ценить друг друга еще больше. Она была глубоко вовлечена в фильм. Она всегда является одной из первых, кто читает все мои проекты, поскольку хорошо меня знает. У нас одинаковые взгляды на любовь — даже не только на любовь, а на жизнь в целом.
Магали вообще выдающаяся актриса, очень известная в нашей стране. Для воплощения моей героини мне нужен был человек, который был бы очень чувствительным. У нее есть эта романтическая внешность и чувствительное тело, но в то же время она очень мудра и образована. И я хотела разрушить этот стереотип — что красивая женщина не может быть умной или интеллектуальной.
Магали Лепин Блондо и Мония Шокри
Как вы работаете с актерами? Я знаю, что Ксавье Долан, во многих фильмах которого вы играли, практикует репетиции до съемок.
Я лично не так много репетировала с Ксавье. Но он делал нечто другое, что я потом позаимствовала у него. Он всегда дает камере свободу. Он не выключает камеру и постоянно продолжает режиссировать актеров, как будто находясь с ними в рамках сцены. Он может, например, просто сидеть под столом и давать актеру указания прямо во время игры сцены.
Иногда я возвращаюсь к трем репликам назад, что неплохо раскрывает актера. Когда вы останавливаете камеру и даете указание, актер имеет тенденцию думать. Но когда они не думают, а получают это указание во время игры — получаются максимально натуральные сцены. Мгновенный рефлекс работает лучше, чем размышления о том, как это сыграть. Думаю, это нечто, что я взяла от Ксавье. Фактически сам фильм — во многом об инстинкте.
То есть любовь — это инстинкт?
Думаю, да.
В течение фильма вы обнажаете реалии отношений, и иногда смотреть на это довольно болезненно. Я еще не могу определиться, какие эмоции преобладали у меня во время просмотра.
Это интересно, что одна половина людей считает фильм веселым, другая — грустным. У меня есть теория о том, что восприятие зависит от стадии вашей жизни. Вероятно, он кому-то может ощущаться некомфортно, поскольку это романтический фильм о любви, но с женской перспективы.
Женщин поколениями воспитывали с идеей, что любовь — это конец нашего пути и цель нашего существования на этой земле. Действительно, любовь очень важна, но подсознательно я хотела переосмыслить определенные вещи. В литературе, фильмах и жизни нас воспитывали так, словно мы должны бегать за недоступными мужчинами. Лучший пример — «Секс в большом городе», персонаж мистера Бига и то, сколько лет Кэрри потратила на охоту за ним. Но в продолжении сериала нам говорят, что Биг — нарцисс. Мы этого не видели 20 лет назад. А Сильвен, мой персонаж, хочет обязать себя больше, чем София.
Я думаю, что это актуальные взгляды в феминистической перспективе. Показать, что мужчина может сильно желать обязать себя в отношениях. А женщины, в свою очередь, могут уставать от любви. Наверное, женщины уже устали от того, что им приходится ловить недоступных мужчин, которые их не уважают. Но женщина сама может быть неуловимой.
Кадр из фильма «Любовь без заморочек»
Если бы Софи изначально принимала только полиаморный тип отношений, как вы думаете, она была бы счастливее?
Я думаю, что полиаморные отношения не работают. Самая большая проблема в любви — это эго. «Скелет» пары состоит в том, чтобы быть для своего партнера или партнерши всем, чего полностью не происходит никогда. Поэтому существует измена и, возможно, именно поэтому существуют полиаморные отношения. Конечно, некоторые люди могут считать, что это работает. Но я не знакома со случаями полиаморных отношений, которые были бы равноправными. Обычно есть тот, кто имеет нескольких любовников, и тот, кто просто принимает это.
Вообще нестабильные отношения — это в каком-то смысле об азарте, который, как я думаю, двигает сексуальную энергию Софи.
Да, и именно здесь она, вероятно, обретает эту энергию. Однако именно так работает схема в большинстве пар, поскольку им все еще нужно как-то продолжать двигать свою сексуальную энергию и желание. И иногда внутренний скрытый риск создает эти эмоции. Любовь и секс имеют много общего с хаосом. Чтобы быть возбужденным, у вас должны отсутствовать правила. А у пары существует много правил. Поэтому она бегает между этими двумя аспектами.
Я задумываюсь о том, что фильм все-таки может вдохновить полюбить любовь со всеми ее реалиями. Я думаю София — персонаж, влюбленный в любовь как явление.
Абсолютно. Она очарована идеей подростковой любви. Идеализацией любви с пометкой «навсегда». Этого не происходит, но она всегда будет верить, что она может добиться чистой любви.
Вот почему в сценах в университете она преподает платоническую любовь?
В этом случае она не только платоническая, это еще идея чистоты чувства. Безусловной любви. Что также довольно странная конструкция нашего ума.