Украинская мода сегодня является одним из мощных рупоров нашего народа в мире, а украинские дизайнеры — его голосами. Fashion-редактор ELLE Анастасия Билоус общается с главными игроками рынка, которые сегодня могут говорить со всем миром от имени made in Ukraine. В рамках целого цикла материалов «Модный рупор народа» мы будем рассказывать об украинских брендах, которые не только продолжают работать на благо страны, но и прилагают немалые усилия к борьбе на культурном фронте.
Наша сегодняшняя героиня — Ксения Крамаренко, дизайнер и основательница бренда Overthesea.
О работе бренда сегодня
Часть моей команды эвакуировалась в Европу, другая осталась в Украине, в том числе в Киеве. Во время войны нам пришлось наладить удаленную работу — это далось не так легко, как я думала. Мне очень нравится работать в офисе: люблю сидеть со всей командой за нашим большим столом и вместе работать, поэтому я не сторонник remote-формата. Сейчас мы сократили рабочий день, чтобы все успевали добраться домой или по делам до начала комендантского часа. Также из новшеств: мы решили организовать склад в Германии, чтобы быстрее производить доставки. Конечно, война повлияла на общую деятельность бренда: многие коллекции, разрабатывавшиеся с осени прошлого года, были отложены. А еще я совсем с другой стороны посмотрела на свою команду и поняла, что бренд — это в первую очередь люди, которые за ним стоят. Мы стали больше поддерживать друг друга. В первые дни вторжения мы постоянно были на связи, и это придавало сил. Мы делились мыслями, переживаниями и сейчас продолжаем прилагать все усилия, чтобы поддерживать друг друга, у нас даже есть такая цитата: «Нам всем очень страшно, но мы устали бояться». Даже в самые стрессовые моменты все возвращались к работе, я знала, что могу полностью положиться на свою команду. Я очень рада, что в условиях войны мы смогли сохранить теплые отношения внутри коллектива, избежать увольнений и не сокращать заработные платы. Для меня важно, что мы продолжаем платить налоги.
О производстве
Мы не меняли локацию ни одного из наших производств, они находятся там, где и были до войны — Николаев, Бровары, Киев, Харьков, также есть партнеры в Запорожье. Люди продолжают работать и не покидают свои дома. Мы даже не рассматривали релокейт производства, ведь сегодня, как никогда раньше, мы должны помогать с работой людям, с которыми работаем много лет. Им нужно обеспечивать себя и свои семьи, поэтому мы продолжаем отношения именно с этими подрядчиками.
О путях продаж
Когда началась война, мы поняли, что должны поднимать узнаваемость бренда за границей. Сейчас прикладываем усилия к онлайн-продвижению в Европе, США, Канаде и странах Азии. Пока не успели поучаствовать в маркетах или pop-up stores, но ведем переговоры с партнерами, которые будут представлять нас в Великобритании и на территории ЕС. Также мы получали и продолжаем получать очень большую поддержку от наших клиенток-украинок — есть много заказов в Украине, наша офлайн-студия продолжает работать, хотя 90% продаж все же приходится на онлайн-сектор. Мы очень благодарны за то, что, несмотря на сложные времена, украинцы поддерживают бизнес и, в частности, наш бренд.
Еще я хотела бы отметить, что мы чувствуем значительную поддержку от иностранцев. С началом работы бренда во время войны у нас было много заказов из Азии, США, Европы. В примечаниях к заказу люди писали, что они поддерживают нас и благодарили за то, что мы продолжаем работать. Клиенты предлагали помощь, интересовались, в порядке ли наша команда, и просто писали много теплых слов.
О спросе среди иностранцев
Спрос среди иностранцев на вещи made in Ukraine, безусловно, есть. Были такие случаи, что при обмене товара, когда нам нужно было вернуть разницу в цене, наши покупатели просили нас оставить эти деньги и передать на нужды нашей армии или помощь беженцам. Однако я не могу сказать, что люди не обращают внимания на качество товара, даже если он made in Ukraine. Я думаю, что покупки совершаются не только с целью поддержки Украины, клиенты все же ожидают от нас высокого качества. Хотя нам вдвойне приятнее, когда иностранцы делают у нас заказы с целью поддержать украинский бренд и экономику, а мы превосходим их ожидания по качеству и внешнему виду товара. Мы часто получаем сообщения о том, что иностранные потребители не были знакомы с украинским бизнесом и модными брендами до этого, однако они приятно удивлены уровнем продукта и презентации. Признаюсь, мне очень важно получать такие отзывы и открывать для мира свою страну с лучшей стороны.
О новых перспективах
Сейчас нам нужно учиться быстро реагировать на изменения и принимать решения. Желательно — правильные решения и с первого раза. Так, недавно мы вынуждены были поднять цены на наш продукт, ведь импортируем ткани из-за границы. Мы стараемся не рисковать и думать на несколько шагов вперед, чтобы понимать, как то или иное действие повлияет на нас в будущем. Больше всего сейчас мы работаем над тем, чтобы наш бренд был официально представлен за границей, чтобы упростить логистику. Я всегда считала, что мы должны продолжать производить качественный продукт и контент, а наши потенциальные клиенты обратят на это внимание и оценят.
О роли индустрии в мировой повестке дня
Я всегда считала, что в Украине живут очень творческие и талантливые люди. Моя личная история связана с тем, что бабушка воспитала меня с наставлениями о том, что я должна делать все безупречно и много работать. Пока мне трудно точно спрогнозировать, какое будущее ждет украинскую моду, однако я уверена, что Украина будет все более заметной на международной арене. Однако иностранный рынок имеет гораздо более высокую конкуренцию, чем украинский, поэтому нужно уметь себя проявлять и еще больше работать и заявлять о себе. Я уверена, что нам нужно продолжать продвигать бренды made in Ukraine, ведь это также своеобразное напоминание об Украине и ситуации, в которой мы живем, о том, что мы и дальше нуждаемся в поддержке от мира. Я уверена, что дизайнеры, делая качественный и классный продукт, привлекают к Украине внимание.
Наша страна сейчас — мощный бренд, поэтому представители украинской моды должны участвовать в ее развитии всеми доступными им способами. За нами сейчас следит весь мир, поэтому нужно пытаться создавать еще более качественный и крутой продукт.
Также с помощью моды важно рассказать о нашем историческом наследии — я вижу дизайнеров как проводников украинской культуры к мировой узнаваемости. Меня очень радует, что сейчас все больше креативных команд обращаются к истории украинского костюма, наших традиций. Я также мечтаю сделать проект, в котором более глубоко погружусь в историю и этапы развития украинской традиционной одежды.